Дискомфорт в области сердца и в животе, анорексия, выход большого
количества Питты и Капхи, часотка, жжение, кожные высыпания, ринит,
нарушение дефекации и метеоризм - симптомы неправильного использо-
вания слабительного. Отсутствие этих симптомов говорит о правильном
применении слабительного. При слишком большой дозе слабительного
после выхода каловых масс, Питты, Капхи и Ваты, происходит выделение
жидкости, белой, темной или красной, похожую на цвет мясных помоев
или содержащую частицы жира; возникает пролапс прямой кишки, жажда,
вваливаются глаза, появляется головокружение и болезни, сопровождаю-
щие слишком сильную рвоту.
Человек, прошедший правильно проведенное очищение слабительным,
должен продолжить выполнение всех остальных процедур, включая инга-
ляции дымом, описанных после главы о лечебной рвоте. В заключение он
должен придерживаться диеты и режима, рекомендуемого после проведе-
ния рвоты, а затем перейти к своему обычному питанию.
В день приема слабительных трав больной должен воздержаться от
приема пищи в том случае, если у него пониженная пищеварительная ак-
тивность, он плохо откликается на прием слабительного, если он не исто-
щен, не ослаблен и не проявляет признаки правильной пищеварительной
активности, если пост не доставит ему дискомфорт по причине нарушения
баланса тридоша, увеличившихся из-за промасливания и потения.
Пищеварительная активность несколько снижается при проведении
очистительных процедур, кровопускания, промасливания и голодания, по-
этому так необходим этот режим.
Густой рисовый отвар (пейа) не стоит давать, если при очищении вы-
шло небольшое количество Питты и Капхи, тому, кто имеет пристрастие к
алкоголю, человеку с доминирующим влиянием Вата и Питта доша. Для
них подходит режим тарпана (усиленного питания).
Рвота выводит из организма доша, еще не попавшие под влияние огня
пищеварения, тогда как слабительное удаляет доша, начавшие перевари-
ваться. Исходя из этого при проведении рвоты (врач) может не ждать их
переваривания.
Уставшему (ослабленному) и имеющему сильное увеличение доша не
дают слабительных трав, а подбирают диету, оказывающую послабляющее
действие.
Уставшем (ослабленным), повторно проходящим очищение организма,
имеющим небольшое увеличение доша, истощенным и тем людям, приро-
да кишечного тракта у которых неизвестна, следует назначать слабитель-
ные травы средней силы в малых дозах, лучше дать малые дозы, но чаще,
ибо противоположное (разовая большая доза) может привести к смерти.
Травы в небольших дозах устраняют дисбаланс доша постепенно, шаг за
шагом. В случае ослабленного больного небольшие количества доша, вы-
шедших из равновесия, должны балансироваться травами средней силы.
Доша, в большом количестве и сильно вышедшие из равновесия сильно
беспокоят человека и могут убить его, если их не вывести из организма.
Людям со слабой пищеварительной активностью и твердым по своей
природе пищеварительным трактом сначала необходимо принимать топ-
леное масло, приготовленное с солями и щелочными субстанциями для
увеличения силы огня пищеварения и связывания Капхи и Ваты. Затем им
следует пройти курс очищения организма.
Тот, кто сух, у кого сильно увеличена Вата доша, люди с твердым по
своей природе пищеварительным трактом, кто регулярно занимается фи-
зическим трудом и у кого сильный огонь пищеварения сразу переварят
слабительные травы, не дав им проявить свое действие. Им надо сначала
вызвать рвоту, а затем уже дать маслянистые слабительные травы или сна-
чала удалить кал с помощью сильного суппозитория, приготовленного из
фруктов, тогда доша начнут двигаться, и слабительному будет легче их
вывести.
Людям, страдающим от яда, кожных высыпаний, лепры, водянки, гер-
песа, желтухи, анемии, диабета и травм не надо делать сильное промасли-
вание, но надо давать масляное слабительное. Тем, кто раньше проходил
промасливание, надо дать сухое (не масляное) слабительное.
В промежутке между рвотой и другими очистительными процедурами
необходимо провести промасливание и потение. После проведения очи-
щения организма промасливание также необходимо для восстановления
сил пациента.
Нечистоты выводятся из тела с помощью промасливания и потения, но
более интенсивно они удаляются путем очищения организма. Это похоже
на то, как отстирывается грязь с одежды.
Тело человека, прошедшего очищение без промасливания и потения
разрушается, подобно сухой палке, которую пытаются согнуть.
Чистоту ума, силу органов чувств, ровное горение огня пищеварения,
стабильность тканей и медленное старение дает очищение организма, пра-
вильно проведенное.
sit e[Ivwe`pitishgu?s(nuXrImd(vaG.$ivri`tayamia?odysihtaya
su]-Sqne vmnivrecnivi/naRm Z$dxo_?yay: -- 17 --
Так заканчивается глава Вамана-виречана видхи (рвота и слабительное),
восемнадцатая в Сутрастхане Аштанга Хридайам Самхиты, составленной
Шримад Вагбхатой, сыном Шри Вайдйапати Симхагупты.
Глава девятнадцатая