промасливании, должны сначала быть высушены (приемом
соответствующих субстанций), и только потом приступать к промаслива-
нию. Промасливание должно сопровождаться очистительными процеду-
рами, благодаря этому не возникнут дисбалансы, связанные с ним. Этого
метода достаточно для возбуждения и выведения доша и нечистот, если
прием масла вошел в привычку.
Для детей, стариков и т.д., а также для тех, кто не переносит процедуру
полного промасливания, существует так называемое усредненное промас-
ливание, лишенное некоторого дискомфорта.
Мясной бульон, приготовленный из большого количества мяса; каша,
обжаренная в большом количестве масла; порошок семян кунжута, сме-
шанный с маслом и полуготовой черной патокой; рис, сваренный с зеле-
ным горошком и приготовленный как кунжутный порошок; молочная ка-
ша, смешанная с большим количеством топленого масла и разогретая;
жидкая часть сыворотки, оставшаяся после снятия сметаны, смешанная с
пальмовым сахаром; каша, приготовленная из взятых по девяносто шесть
грамм топленого масла, растительного масла, мускульного жира, костного
мозга и риса; эти семь рецептов подходят для усредненного промаслива-
ния. Помимо этого, масла, смешанные с солью, также относятся к этой
процедуре, ибо соль вызывает выпотевание жидкости из тканей, не вызы-
вает иссушения тела, проникает даже в самые мельчайшие поры, горячая
по Вирйа и проходит по всему телу до того, как начнет менять свои каче-
ства.
Пальмовый сахар, мясо водяных птиц, молоко, растительное масло,
маш, пиво и йогурт не должны использоваться при промасливании при ле-
пре (и других кожных болезнях), водянке и диабете.
Для них полезны масла, сваренные с Трипхалой, длинным перцем, тер-
миналией хебула, мирром и др., так как они не вызывают нежелательных
последствий.
Для того, кто ослаблен болезнью, должны применяться масла, увеличи-
вающие силу организма и огня пищеварения.
Тот, у кого очень сильный огонь пищеварения, чистый желудочно-
кишечный тракт, хорошо развитые ткани, хорошая комплекция и цвет ли-
ца, кто физически силен, кто медленно стареет и кто хочет прожить сто
лет - должен включить в привычку этот метод.
sit e[Ivwe`pitishgu?s(nuXrImd(vaG.$ivri`tayamia?odysihtaya
su]-Sqne Snehivi/naRm zo@xo_?yay: -- 16 --
Так заканчивается глава Снехавидхи (промасливание), шестнадцатая в
Сутрастхане Аштанга Хридайам Самхиты, составленной Шримад Вагбха-
той, сыном Шри Вайдйапати Симхагупты.
Глава семнадцатая
СВЕДАВИДХИ
(потение)
Aqat: Svedivi/m?yay VyaXVyaSyam: -
sit h Smahura]eyadyo mhzRy: -
Сейчас мы поведаем главу Сведавидхи (потение), как поведал Атрейа и
другие великие мудрецы.
Потение бывает четырех видов: прогрев, припарки, горячий пар (пар-
ная) и горячие ванны.
Прогрев может делаться путем наложения на тело горячей ткани, ме-
таллических пластин, ладоней и т.д.
Припарки готовятся из аира болотного, кедра гималайского, дрожжей,
Anetum sowa и др., всех видов бобовых, субстанций, имеющий приятный
запах, корней клещевины обыкновенной и Pluchea lanceolata, мяса; причем
каждый из них смешивается с большим количеством соли, масел, уксуса,
сливочного масла или молока при увеличении Вата доша. При совместном
увеличении Вата и Капха доша используются травы категории сурасади-
гана (см. главу 15), а при одновременном увеличении Вата и Питта доша -
категории падмакадигана. Эта припарка называется Сальвана и может ис-
пользоваться достаточно регулярно.
После наложения припарки, тело должно быть перебинтовано мягкой
кожей, не имеющей дурного запаха и хорошо промасленной. Она должна
быть разогретой и иметь завязки. Если нет возможности наложить кожа-
ную повязку, то вполне подойдут листья растений, уравновешивающих
Вата доша, шелковая или шерстяная перевязь. Если припарка установлена
на ночь, то утром она должна быть снята,