останется несовершенной.
Проговорив около получаса об основах сознания Кришны, Прабхупада предлагал аудитории задавать вопросы. Каждый раз поднималось как минимум несколько рук. Сначала он отвечал на вопросы гостей. В те дни среди молодежи, студентов и хиппи было обычным делом задавать «космические» вопросы, интересоваться йогой и восточной философией. Однако оттого, что головы их были забиты всякой всячиной (в том числе и наркотиками) чаще всего они пребывали в полном неведении. Но за три года постоянной проповеди с рядах американской молодежи Прабхупада накопил немалый опыт и потому уже много раз слышал почти все вопросы, которые они способны были задать.
Молодой человек: Может ли контакт происходить не через слова, а, скажем, через вибрацию, достигающую «Ом»? То есть, можно ли обрести связь или то, что понятно и мне, и вам, и моему брату, как, например, когда мы чувствуем звук донг или аунг? Есть ли нечто, не ограниченное словами?
— Да, — отвечал Прабхупада, — это «Харе Кришна».
Молодой человек: «Харе Кришна?»
Прабхупада: Да.
Молодой человек: Но скажите, как это возможно? Как можно все время говорить на этом языке вместо английского или любого другого?
Прабхупада: Произносить мантру «Харе Кришна» не обязательно только на санскрите. Вы можете произносить ее с английским акцентом — «Харе Кришна». Что тут трудного? Эти молодые люди тоже произносят «Харе Кришна». Как, например, пианино. Если вы касаетесь, раздается звук. Неважно, кто ударяет по клавишам — американец или индиец, индус или мусульманин. Звук есть звук. Подобным образом, это пианино — «Харе Кришна» — вы можете играть на нем, и оно будет звучать. Вот и все.
Кто-то задал вопрос о медитации.
Прабхупада спросил:
— Что вы понимаете под медитацией?
— Молча сидеть в одиночестве и не двигаться.
— Возможно ли это? — спросил Прабхупада. — У кого из вас во время такого безмолвного сидения ум перестает действовать? Вы так или иначе вынуждены чем-то занимать свой ум.
— Вы-то его чем занимаете?
— Да, — ответил Прабхупада. — Это Кришна. Мы занимаем свой ум Кришной, прекрасным Господом, Верховной Божественной Личностью, и мы занимаем не только ум, но ум вместе с чувствами, потому что чувства невозможно оторвать от ума. Ваш ум говорит: «Сходим-ка в это новое общество, ИСККОН». И ноги несут вас туда. Итак, ум думает, чувствует и желает — это его функции. Вы должны сосредоточить свой ум не только на мысли о Кришне, вы должны еще и действовать для Кришны, чувствовать Кришну. Тогда это полноценная медитация.
Кто-то спросил, нужен ли христианину духовный учитель, если он читает Библию и следует словам Иисуса.
— Как только вы начинаете читать Библию, — ответил Прабхупада, — вы следуете наставлениям Господа Иисуса Христа, поэтому как же вы можете обойтись без духовного учителя?
— Я имел в виду живого духовного учителя.
Прабхупада: Вы можете принять того или иного духовного учителя. Это уже другой вопрос. Но принять учителя нужно. Когда вы читаете Библию, вы следуете духовному учителю в лице какого-нибудь священника или прихожанина в традиции Господа Иисуса Христа. Так что в любом случае вы должны следовать за духовным учителем. Без духовного учителя вы ничего не добьетесь. Понятно?
— Многие христианские секты по-разному интерпретируют Библию.
Прабхупада: Библию нельзя интерпретировать как заблагорассудится — ведь тогда теряется ее авторитетность. Взять, к примеру, эти часы. Все называют их часами, но если я назову их очками, какой от меня прок как от духовного учителя? Я просто ввожу людей в заблуждение. Это часы, и я должен называть их часами. Нужно обладать достаточным разумом, чтобы отличить настоящего духовного учителя от обманщика. В противном случае, вас обманут, что и происходит сейчас на каждом шагу. Каждый дает собственное толкование.
Существуют тысячи переводов «Бхагавад-гиты» и авторы пытались трактовать ее по-своему — все это чушь. Все их книги нужно выбросить. Вы должны прочитать «Бхагавад-гиту» как она есть – тогда вы ее поймете. Если кто-то ясно понимает ее слова… Как в Библии: «И сказал Бог: “Да будет творение”, — и возник мир» — как это интерпретировать? Бог сотворил, вот и все. Вы не можете сотворить. Чего тут толковать?
Если я не ошибаюсь, в начале Библии говорится: «И сказал Бог: “Да будет мир”, — и возник мир». Каково же ваше толкование? Скажите мне, как вы это трактуете? Кто-то из вас может что-то предложить? Можно объяснить; но это уже совсем другое. Но факт того, что Бог сотворил, останется неизменным; это мы не можем