прибежали в дом Джона и стали жаловаться ему на странные звуки: грохот цепей, стук башмаков и шум, "как будто по полу тащат чье-то тело". Каменщик своими глазами видел, как его жену кто-то сильно встряхнул за плечи, хотя кроме них в комнате никого не было.
Преданные рассказали об этом Прабхупаде, и он предложил:
- Скажите Джону, что если он захочет, мы прогоним этих привидений.
Мукунда послушался, но Джон уже вызвал знакомую колдунью, занимающуюся белой магией, чтобы та изгнала духов.
Когда колдунья отправилась в коттедж каменщика, за ней увязались несколько преданных. В гостиной, на камине, они обнаружили барельеф, изображающий человека, у которого изо лба вылетает привидение, а на противоположной стене по красному дереву панели были вырезаны какие-то рунические письмена.
- Это письмена древних ведьм, - покачав головой, сказала колдунья. - Я ничем не могу помочь.
Тогда Джон обратился с той же просьбой к преданным, и Прабхупада объяснил, что делать. Нужно было, сбрызнув двери в доме каменщика водой, предложенной Кришне, трубить в раковины и петь. Группа преданных отправилась в дом каменщика. Кулашекхара вел киртан. Через полчаса он вдруг почувствовал огромное облегчение - давящая атмосфера, царившая в комнате, рассеялась, и киртан набрал силу. Преданные вернулись к своим делам, заверив Джона, что привидения больше не появятся, а каменщик с женой могут спокойно вернуться домой.
Утром следующего дня, во время прогулки, Прабхупада шел мимо старого коттеджа.
- Ну, как там поживает привидение?
- Ничего не слышно, Прабхупада, - ответил Кулашекхара.
На следующее утро Прабхупада вновь спросил:
- Как там призрак? Они не хотят его вернуть?
Прабхупада рассказал, как много лет назад в Индии, когда он занимался фармацевтическим бизнесом, ночью он обнаружил в здании привидений.
- И что же вы сделали? - спросил кто-то из преданных.
- Я просто повторял "Харе Кришна", и привидения ушли.
Прабхупада расширил глаза и, жестикулируя обеими руками, изобразил перепуганных рабочих, прибежавших к нему из мастерской: "Бабаджи! Бабаджи! Там привидение! Привидение!" Преданные рассмеялись.
- На самом деле, - сказал Прабхупада, - здесь полно привидений. Особенно там, где конюшни. Они очень привязаны к этому месту. Но они не причинят вам никакого вреда, если вы будете просто повторять "Харе Кришна".
* * *
Прабхупада хотел как можно скорее уехать из Титтенхерста, и в конце октября некоторые преданные переехали на Бери-Плейс. Прабхупаде больше нечего было делать в Титтенхерсте. Г-н Леннон был влиятельным человеком, который проявил интерес к Кришне, но оставаться в его поместье не было смысла. Йоко и Дэн, ее бывший муж, который теперь работал у Джона менеджером, вовсю старались убедить его избавиться от преданных. Дэн жаловался, что эти новые жильцы стремятся завладеть поместьем. Со своей стороны, преданные сетовали, что Дэн и Йоко выставляют их в ложном свете. С одной стороны были Дэн и Йоко, с другой - преданные. Джон оказался между молотом и наковальней; ему пришлось выбирать.
Джон сказал Мукунде, что сам он хорошо ладит с преданными, но окружающим его людям это дается с трудом. Он дал преданным еще пару недель на то, чтобы те переехали в новый храм, но преданные и так уже постепенно перебирались на Бери-Плейс. Мукунда нашел для Прабхупады квартиру недалеко от храма, и через несколько дней все должно было быть готово для того, чтобы Прабхупада туда въехал.
В день прощания с Титтенхерстом, уже уезжая, Прабхупада остановил машину и сказал:
- Я хотел бы сперва попрощаться с некоторыми друзьями.
В последний раз он прогулялся по парку, подолгу останавливаясь возле деревьев, и иногда трогая их листья, как он обычно делал это на утренних прогулках. После этого он уехал. На следующий день над Титтенхерстом пронесся свирепый ураган, выбивший в окнах стекла и вырвавший с корнем многие деревья.
* * *
3 ноября 1969 года.
Прабхупада въехал в свою меблированную квартиру на Бейкер-Стрит, что была в десяти минутах езды до храма на Бери-Плейс. Проведя в Лондоне два месяца, он жаждал увидеть открытие нового храма, и Шьямасундара трудился в поте лица, хотя работа продвигалась не очень быстро.
По поводу художественного оформления храма у Шьямасундары была одна идея, которая пришла к нему, когда он увидел фотографии Пещер Аджанты - южно-индийских храмов с резными каменными стенами и потолками. Он хотел добиться того же эффекта, но использовать для этого калифорнийское красное дерево, которое они с