постоянно с ним шутил. Свамиджи и двум его последователям на время их пребывания в Калькутте Маллики с радостью предоставили большую комнату на территории храма. Как обычно, Свамиджи постелил на пол циновку, поставил маленький столик, на котором он писал, а рядом разложил свое нехитрое имущество. В этой обстановке он мог изучать и писать книги, принимать гостей и отдыхать. Каждый день местные женщины приносили Свамиджи и его ученикам простой прасад.
Праздник Кали-пуджа привлекал в большой зал (где стояло божество Кали) огромные толпы людей, и Свамиджи регулярно читал там лекции по "Шримад-Бхагаватам". Кроме того, он выступал в домах разных семей рода Малликов. Хозяева, представители вымирающей бенгальской аристократии, предлагали Свамиджи и его ученикам прасад от Радха-Говинды: нарезанные фрукты, каштаны, протертый имбирь и бобы мунг, вымоченные в соленой воде.
Большинство из тех, кто приходил к Бхактиведанте Свами, не проявляли большого интереса к духовной жизни, но все хотели его благословений. Пришел один местный брахман, который зарабатывал тем, что ходил от лавки к лавке с несколькими цветками, чашкой воды и латунным сосудом, в котором держал сандаловую пасту и порошок кункумы. Пользуясь этими предметами, он каждый день раздавал владельцам магазинов благословения и получал за это несколько пайс. Зная, что Бхактиведанта Свами вайшнав, брахман пришел к нему, чтобы получить духовное благословение. Его лоб был украшен вайшнавской тилакой (двумя вертикальными линиями), а заодно и тилакой шиваитов (тремя горизонтальными линиями). После того, как он ушел, Ачьютананда спросил:
- Свамиджи, кто это?
- Брахман, который делает свою работу за деньги - ответил Свамиджи. - Подходя к вайшнавам, он дает им [das2]благословения, а, подходя к шиваитам, получает деньги. Он должен зарабатывать на жизнь.
Приходил другой человек, который заявил, что хочет обучить учеников Свамиджи хинди. Он попросил Свамиджи помочь ему добраться до Америки, но тот сказал ему:
- Ты должен принять санньясу. Тогда я возьму тебя в Америку.
После двух визитов этот человек исчез.
Однажды пришел кто-то из родственников Малликов - маленький, лысый человек с ясными глазами. Он принес с собой книгу, озаглавленную "Интересные исследования". Он задавал философские вопросы - простые вопросы о карме, гьяне и бхакти - но, не давая Свамиджи договорить, отвечал на них сам. В конце концов, когда он задал очередной вопрос, Свамиджи спросил:
- А каково ваше мнение на этот счет?
Посетитель дал общий ответ. Но когда Свамиджи начал объяснять, что Господь Кришна, рассказчик "Бхагавад-гиты" - это Верховная Божественная Личность, гость прервал его:
- Вы можете называть Бога Кришной, называйте Его Шивой, называйте Его...
- Нет, - сказал Свамиджи. - Кришна - это Верховный Господь, а все остальные - полубоги.
Гость занервничал и процитировал известного бенгальского имперсоналиста, учившего, что все боги и методы поклонения - суть одно и то же.
- Он выскочка, - сказал Свамиджи. - "Гита" учит другому. Что это за очередное учение? Сущий бред.
- Если вы будете продолжать в том же духе, - рассерженно сказал индус, - я вынужден буду уйти. Пожалуйста, не критикуйте этого парамахамсу.
- Почему нет? - сказал Свамиджи. - Он выдумщик.
Индус поднялся и направился к выходу.
- Вы не знаете Кришну, - крикнул он и вышел из комнаты.
Свамиджи повернулся к Ачьютананде и Раманудже и улыбнулся:
- Всякий раз, когда пытаешься рассказать им о Кришне, они возмущаются: "Почему только Кришна"? Но ведь это именно то, о чем говорит Он Сам. Маттах паратарам нанйат: "Нет истины превыше Меня". Эти негодяи имперсоналисты развалили Бенгалию.
Однажды какой-то гость дал Свамиджи пожертвование в двести рупий, и Свамиджи тут же попросил у пуджари старый комплект одежд Радхи и Говинды, и вместе с двумя сотнями рупий отдал их нескольким женщинам из храма, попросив их сделать для Радха-Говинды одежды расшитые золотом.
- Радха и Говинда заботятся о нас, - сказал он. - Вот и мы позаботимся о Них.
У Рамануджи была огромная борода. Он выглядел как обычный хиппи и поэтому везде, где появлялся, создавал неправильное представление о своем духовном учителе. Свамиджи сказал Ачьютананде:
- Попроси своего друга побриться.
Ачьютананда поговорил с Рамануджей, но тот не послушался.
Желая, чтобы его ученик сам пришел к решению сбрить бороду, Свамиджи не стал его больше ни о чем просить, но когда из Штатов пришел последний номер журнала "Назад к Богу", Свамиджи осенила идея. Две иллюстрации в журнале изображали, как Харидас Тхакур проповедует проститутке. Став преданной, проститутка обрила свою голову. Показав обе картинки Раманудже, Свамиджи спросил:
- Чем эта отличается от той?