Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 4 ------

ПЛ 14 Борьба в одиночку - Страница 4

Я кивнул:

- Да.

Он попросил разрешения присесть на стул в углу.

- Что вы читаете? - с улыбкой спросил он меня.

- Дневники Кафки, - ответил я, чувствуя некоторое смущение.

- А-а, - произнес он, и я отложил книгу. Он спросил, чем я занимаюсь в ашраме и интересует ли меня йога:

- Какую йогу вы изучаете?

- Я не очень-то в этом разбираюсь, но думаю, что хотел бы освоить хатха-йогу.

Это не произвело на него впечатления:

- Есть кое-что и получше, - сказал он. - Есть более высокие, более прямые пути йоги. Высший из всех этих путей - бхакти-йога, наука преданности Богу.

Я вдруг ясно почувствовал, что он говорит правду. По моей спине побежали мурашки - я понял, что этот человек - мой учитель Он говорил так просто! Все воскресенье я не спускал с него глаз. Он сидел, спокойный и величественный, и от него исходило тепло. Он попросил меня зайти к нему, когда мы вернемся в город.

В своих лекциях д-р Мишра, опираясь на Шанкару, толковал "Бхагавад-гиту" как имперсоналист, а Бхактиведанта Свами, когда слово предоставляли ему, упорно с этим не соглашался. Однажды Бхактиведанта Свами попросил д-ра Мишру, чтобы тот помог ему распространить движение Господа Чайтаньи, но д-р Мишра ловко уклонился, сказав, что считает Прабхупаду воплощением Чайтаньи Махапрабху, которому не требуются помощники. В ответ Свамиджи напомнил доктору, что отца Господа Чайтаньи тоже звали Мишра, поэтому он должен принять участие в распространении движения Господа Чайтаньи. Бхактиведанта Свами предложил ему редактировать санскрит в переводах "Бхагаватам", но д-р Мишра отказался, о чем впоследствии сожалел.

Херта Ларч (ученица из "Ананда Ашрама"): Я познакомилась с ним на кухне. Он был очень разборчив в еде и ел только то, что готовил сам. Он приходил на кухню и говорил: "Дайте мне кастрюлю". Когда я приносила ему кастрюлю, он говорил: "Нет, побольше". Я приносила побольше, но он просил поменьше. Потом он говорил: "Дайте мне картофель", - и я приносила ему картофель. Готовил он очень, очень тихо. Он вообще никогда много не говорил. Он варил картофель, потом еще какие-то овощи, а еще - чапати. Закончив, он выходил из кухни, чтобы поесть. Как правило, он рассчитывал так, чтобы накормить доктора Мишру и еще пять или шесть человек. Когда он там жил, он всегда столько готовил. Я у него научилась делать чапати. Обычно он приезжал только на выходные, а потом возвращался в город. По-моему, он считал, что основное его место там.

* * *

Да, так оно и было, но что он мог сделать в городе, один, без денег и поддержки? Когда-то он думал, что проведет в Америке всего несколько недель, а затем вернется в Индию. Но вот - он работал над переводом "Бхагаватам", гулял по Манхеттену, писал письма... Бхактиведанта Свами изучал новую культуру, пытаясь представить, как на практике можно познакомить западный мир с сознанием Кришны. Своими мыслями он делился с Сумати Морарджи:

27 октября.

Как я понял, американцы проявляют огромный интерес к индийским методам духовного самопознания, о чем свидетельствуют многочисленные так называемые "ашрамы йоги" в Америке. К сожалению, они не в чести у местных властей, и, кроме того, как я узнал, невинных людей в этих заведениях часто обманывают, как и в Индии. Единственная наша надежда в том, что люди эти склонны к духовной жизни, и, если здесь проповедовать "Шримад Бхагаватам", они получат огромное благо.

Бхактиведанта Свами заметил, что, помимо этого, в сердцах американцев находят одобрительный отклик индийское искусство и музыка. Дабы в этом убедиться, он посетил выступление мадрасской танцовщицы, Бала Сарасвати.

Я пошел на этот концерт со своим другом, хотя за последние сорок лет ни разу не посещал подобных мероприятий. Выступление имело успех. Музыкальное сопровождение было в классическом индийском стиле, и большинство песен пелось на санскрите. Американским зрителям это очень понравилось. Я с радостью отметил, что условия для моей будущей проповеднической деятельности складываются неплохо.

Он писал, что послание "Бхагаватам" вполне возможно излагать при помощи музыки и танца, но возможности сделать это у него пока не было. Христианские миссии проповедуют по всему миру, опираясь на солидную финансовую поддержку, так почему бы преданным Кришны не объединиться и делать то же самое? Он отметил, что христианским организациям оказалось не под силу сдержать распространение коммунизма, но движение "Бхагаватам" вполне могло бы справиться с этой задачей, благодаря своему философскому и научному подходу.

Навигация:

Страница 6
Страница 5
-- Страница 4 --
Страница 3
Страница 2