Свами из Вриндавана снова здесь, - сообщил он. - На ваше пожертвование он издал книгу, и теперь хочет поехать в Америку. У него уже есть поручитель. Он просит, чтобы вы отправили его на корабле "Синдии". Госпожа Морарджи ответила:
- Нет, Свамиджи слишком стар, чтобы ехать в Штаты. Он ничего там не добьется.
Господин Чокси передал Бхактиведанте Свами слова госпожи Морарджи. Бхактиведанта Свами их выслушал, но было видно, что остался при своем мнении.
Морарджи же хотела, чтобы он жил в Индии и завершил работу над "Шримад-Бхагаватам".
- Зачем ехать в Штаты? - говорила она. - Пусть закончит работу здесь.
Но Бхактиведанта Свами решительно настроился ехать. Он попросил г-на Чокси постараться уговорить г-жу Морарджи и даже подсказал, что нужно говорить: "Я вижу, что он твердо решил отправиться для проповеди в Америку". Но госпожа Морарджи и на этот раз отказала:
- У Свами слишком слабое здоровье. Там ему будет холодно. Он может не вернуться на родину.
Она сомневалась, что ему удастся сделать что-то серьезное; ей казалось, что американцы его не воспримут и вряд ли станут слушать.
Выведенный из себя неспособностью господина Чокси уговорить начальницу, Бхактиведанта Свами потребовал личной встречи с госпожой Морарджи. Его приняли. Убеленный сединами Бхактиведанта Свами решительно изложил свое требование:
- Я прошу выдать мне один билет.
Сумати Морарджи озабоченно спросила:
- Свамиджи, в столь преклонном возрасте вы взваливаете на себя такую непосильную ношу. Вы считаете, это нормально?
- Да, - твердо ответил он и поднял руку, словно пытаясь убедить сомневающуюся дочь, - это нормально.
- Известно ли вам, что думают об этом мои секретари? Они говорят: "Свамиджи едет в Америку, чтобы умереть".
Бхактиведанта Свами сделал такое лицо, будто старался опровергнуть нелепый слух, и продолжал настаивать на том, чтобы ему дали билет.
- Хорошо, - сказала она. - Получите разрешение от государственного банка на выезд, и я отправлю вас на одном из наших кораблей.
Лицо Бхактиведанты Свами озарилось улыбкой. Сияя от счастья, он вышел из кабинета и ушел, оставив в недоумении служащих.
Разрешение на выезд - еще одна формальность, которую должен пройти гражданин Индии, желающий выехать из страны. Это документ, который выдается Государственным банком Индии и подтверждает, что гражданин не имеет больших задолженностей. Чтобы его получить, требовалось время, к тому же у Бхактиведанты Свами еще не была готова виза. Все необходимые документы нужно было оформлять в Бомбее, но остановиться там было негде. Госпожа Морарджи согласилась разместить его в "Колонии Синдии", общежитии служащих компании.
Он остановился в маленькой квартире, где не было даже мебели, взяв с собой только чемодан и печатную машинку. Все соседи, работники компании "Синдия", уже знали, что госпожа Морарджи посылает этого человека на Запад, и некоторым было интересно узнать, зачем. То, что, несмотря на свой почтенный возраст, он собирался проповедовать за границей, произвело на них огромное впечатление. Он был не простым садху, а ученым. Они узнали, что едет он без денег, зато берет с собой несколько сотен экземпляров своих книг. В "Колонии Синдии" он вскоре стал знаменитостью. Ему приносили рис, сабджи, фрукты. Они приносили столько, что он не мог все это съесть. Тогда он сказал об этом господину Чокси.
- Берите и раздавайте, - посоветовал Чокси. Тогда Бхактиведанта Свами стал раздавать остатки своей пищи детям. Кое-кто из взрослых приходил послушать, как он читает и комментирует "Шримад-Бхагаватам". Особое впечатление садху произвел на г-на Вишаваду, главного кассира компании "Синдия", и тот регулярно стал ходить к нему учиться. Он купил книги Бхактиведанты Свами и дома их читал.
Квартира Бхактиведанты Свами выходила на ту же веранду, что и квартира, в которой жил служащий компании господин Нагараджана со своей женой.
Г-н Нагараджан: Всякий раз, когда я проходил через веранду, он писал или повторял мантру. Я спрашивал его: "Свамиджи, что вы пишете?". Он, как правило, сидел у окна и переводил с санскрита.
Он дал мне две книги и сказал: "Дитя мое, если ты прочитаешь эту книгу, то поймешь". Дома мы устраивали беседы и на эти беседы, как правило, сходились четыре или пять женщин из Гуджарата. На одной из лекций он сказал кому-то из них, что пробор сбоку - это не очень хорошо. У каждой индийской женщины пробор должен быть посередине. Им очень нравились его лекции, и они слушали с постоянным интересом.
Каждый день он ходил в город, пытаясь как можно скорее получить визу и разрешение на выезд. Он продавал книги и искал спонсоров для будущих томов "Шримад-Бхагаватам". Господин Нагараджан пытался ему помочь. Он выписал из телефонной книги имена богатых бизнесменов-вайшнавов, которые могли бы оказать