Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 19 ------

Медитация на Прабхупаду 4 - Страница 19

занимала около трех часов.

Мы брали с собой дутый рис, фрукты - манго, папайю, и, кажется, сандеш. Обычно Прабхупаду сопровождали еще две машины, полные преданных. Женщины садились немного в стороне, а рядом с Прабхупадой рассаживались его секретари и преданные-мужчины. Сначала Прасад подавали Прабхупаде, после он мыл руки и рот. Затем его прасад раздавали преданным, и мы тоже завтракали. Мы были счастливы находиться рядом с ним и почитать прасад перед тем, как снова отправиться в путь.

Даже в те времена эта остановка в манговой роще с Прабхупадой была всего лишь «мгновением». И когда мы сегодня вспоминаем об этом эпизоде, он не представляется нам чем-то важным. Когда-то мы были участниками этих событий, но ведь жизнь продолжается. Однако разве жизнь - не последовательность таких эпизодов? Некоторые из них являются более запоминающимися, хотя, в действительности, и они не представляют собой ничего эпохального или грандиозного. Что же мы считаем воистину грандиозным? Как правило, мы относим к этой категории катаклизмы, ураганы, войны. Однако в случае с Прабхупадой многое происходило тихо и незаметно. Публикация «Шримад- Бхагаватам», к примеру, совершила революцию во всем мире. Это грандиозное событие. Однако Прабхупада переводил «Бхагаватам» каждое утро изо дня в день. Для него это было просто частью ежедневного распо-рядка, хотя внутренне он переживал глубокие эмоции. День за днем он понемногу добавлял материал к переводу «Бхагаватам». Как он сам говорил: «Вода камень точит. Так и я написал все эти книги».

Все, что было обычным делом для Прабхупады, представляло огромный интерес для нас: то, как он вставал в полвторого ночи, включал свет и открывал книги на том месте, где остановился накануне; как надевал очки и погружался в умонастроение ученого. Он погружался в комментарии предыдущих ачарьев только лишь для того, чтобы спасти нас. Так появлялся очередной том «Шримад-Бхагаватам». Прабхупада говорил: «Когда я издаю очередную книгу, мне кажется, что я покорил империю». Он покорил больше, чем империю: он покорил сердца своих преданных.

Страдал ли Прабхупада?

2.7

Мы понимаем, что Прабхупада является духовной личностью, обладающей духовным телом. Некоторые преданные относятся к этому пониманию догматически, и их ум приходит в беспокойство, когда они слышат о Прабхупаде что-либо, кажущееся слишком человеческим. Но шастры утверждают, что нитъя-сиддхи порой действуют в этом мире подобно обычным людям. Тем не менее, они никогда не забывают о Кришне и служении Ему. Даже Господь Чайтанья играл роль санньяси, хотя Он - Верховная Личность Бога.

Давайте же будем медитировать на то, как Прабхупада терпеливо переносил телесные страдания. Если бы он вообще не испытывал никакого дискомфорта, как можно было бы говорить о терпении? В одном из писем Шрила Прабхупада написал: «Если вы хотите узнать о страданиях духовного учителя, медитируйте на распятие Иисуса Христа».

Мы встретили Прабхупаду, когда ему было семьдесят, и общались с ним до восемьдесят второго года его жизни. Это время, когда тело стареет, а здоровье приходит в упадок. В лекциях Прабхупада приводил себя в качестве примера: «Когда вы стареете, у тела появляется множество болезней». Порой он говорил о своих недомоганиях - артрите, диабете и т.д., но при этом никогда не жаловался. Время от времени он простужи-вался. Прабхупада часто кашлял. Иногда у него начинался такой сильный кашель, что он с трудом мог читать лекцию, но все равно продолжал проповедовать.

Прабхупада отмечал, что, хотя в семьдесят лет никто не покидает своего дома, он отправился на Запад и сейчас продолжает с энтузиазмом путешествовать.

«Благодаря этому энтузиазму, - говорил Прабхупада, - вы имеете возможность получать знания». Он продолжал делать это, несмотря на то, что иногда был простужен, иногда у него распухала губа, а иногда отекал глаз, у него выпадали зубы, мочевой пузырь не всегда нормально функционировал, у него были нарушение пищеварения и множество других недомоганий.

Прабхупада не слишком заботился о своем теле. То, что он продолжал часто летать на самолетах и не придерживался строгой диеты кроме регулярного прасада Кришны, было в его случае трансцендентным чудом. Его больше интересовала проповедь, чем забота о теле ради максимальной продолжительности жизни. Конечно, Прабхупада вел естественно здоровый образ жизни. Он рано ложился и рано вставал, регулярно совершал утренние прогулки, а его ум всегда был чист и бодр. Прабхупада был полон жизни. Он определенно не был похож на дряхлеющих стариков, утративших цель жизни. В нем не было даже следа угасания или старческой депрессии. Тем не менее, не будет ошибкой считать, что Прабхупада страдал за нас. Он принял эти страдания без жалоб, мужественно, и относился к ним философски.

Один из юных учеников Прабхупады, приехав к нему в Хайдерабад, сообщил, что заболел желтухой. Этот ученик сказал, что его стул стал другого цвета. Прабхупада ответил, что его стул тоже иногда бывает одного цвета, а иногда другого, но это не так уж важно, это всего лишь проявление изменчивой природы несовершенного тела. Кришна говорит Арджуне, что в материальном мире все постоянно меняется, подобно сезонам: зима, весна, лето, осень. Порой вы счастливы, а порой несчастны, поэтому нужно научиться терпеливо переносить эти перемены и не привязываться к временному.

Мы можем многому научиться

Навигация:

Страница 21
Страница 20
-- Страница 19 --
Страница 18
Страница 17