Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 30 ------

Медитация на Прабхупаду 2 - Страница 30

прогресса.

Иногда вам становится совершенно ясно, насколько вы неуклюжи и неквалифицированны. Вы понимаете, что вам недостает серьезности и преданности Прабхупаде. Он был для нас чужестранцем, и, тем не менее, мы испугались, когда он с серьезным видом спустился вниз и застал нас праздно шатающимися по храму. Когда он неожиданно появился перед нами, нам нечего было сказать и нечего предложить ему. Тогда Шриле Прабхупаде тоже нечего было сказать нам, кроме: «Я спустился, потому что увидел, что горит свет». Конечно, за этим стояло нечто большее. Прабхупада приехал в Америку не для того, чтобы просто сидеть в своей комнате и смотреть - не горит ли в ванной свет. Так или иначе, из каждого подобного эпизода мы извлекали какой-то урок и шли дальше, и так Кришна постепенно совершенствовал нас.

Шрила Прабхупада иногда тоже оказывался в неловких ситуациях, особенно когда начинал свое Движение в Америке. Тогда в храм часто приходили безумные люди, которые играли на музыкальных инструментах, и ситуации требовали определенной деликатности. Сейчас мы с огромным наслаждением вспо

минаем о том, какое терпение проявлял тогда Шрила Прабхупада. И все же чистому преданному больше нравятся традиционные киртаны, чем те «психоделические» киртаны с электрогитарами и струнами от пианино.

Если в храме Прабхупада мог в какой-то степени контролировать ситуацию, то, когда мы выходили петь в Томпкинс парк, это было гораздо сложнее. Когда кто- то присоединялся к киртапу и начинал громко дуть в саксофон, не так легко было попросить его уйти. Однако, похоже, Прабхупада всегда знал, как выходить из подобных ситуаций.

Другой причиной ощущения неловкости была культурная пропасть между Прабхупадой и его последователями. Хаягрива пишет, как преданным приходилось объяснять Прабхупаде такие слова как «легавый», «кис- лотник» и «травка». Но лишь однажды услышав объяснение этих слов, Прабхупада тут же понимал их и заявлял, что сознание Кришны лучше любых наркотиков и, кроме того, не является нелегальным. С удиви-тельной легкостью Шрила Прабхупада признавал факт, что многие из его последователей и прихожан были хиппи. Обращаясь к огромной толпе, собравшейся на Ратха-ятре 1970 года (период наибольшей массовости движения хиппи в Сан-Франциско), Прабхупада выразил одобрение движению контркультуры. Он сказал: «Я симпатизирую общине хиппи в Америке». Он построил мост между собой и ими, сократив дистанцию благодаря особому состраданию к этим волосатым су-ществам, которые каким-то образом пришли послушать его. Прабхупада заверял их: «Ваша разочарованность и протест являются хорошим знаком, поскольку вы отвергли материалистический образ жизни». Пение Прабхупадой Харе Кришна было особенно эффектив

ным средством сгладить различие между ним и молодым поколением. Он просто советовал людям повторять Харе Кришна - «куда бы вы ни направлялись и чем бы вы ни занимались».

Хотя этих молодых американцев и Прабхупаду разделяла пропасть, они признавали его «крутым», он тоже был своего рода хиппи. Он не был конформистом среднего класса, и он приехал не для того, чтобы учить нас быть «образцовыми гражданами». Он не был священником, с набожностью читающим проповеди, которых не понимают люди. Даже если не принимать во внимание возрастные и культурные различия, между людьми всегда остается некоторая дистанция, пока они не узнают друг друга как следует. Вначале вы просто пытаетесь понять, сможете ли вы иметь доверительные отношения с этим человеком. Не нужно забывать, что Прабхупада поддерживал близкие, доверительные отношения с сотнями людей. Он не просто читал нам лекции о достижении совершенства, находясь на недоступной высоте. Напротив, у нас всегда была возмож-ность непосредственного общения с ним. Поскольку его комната была маленькой, мы сидели очень близко к нему, мы вкушали пищу вместе с ним, покупали ему одежду. Неловкость, вызванная недоверием, вскоре исчезла, Прабхупада тоже раскрылся навстречу нам и помог установить духовные взаимоотношения с ним.

Шрила Прабхупада избавил нас от чувства неловкости, убедив, что он и мы не принадлежим к разным вероисповеданиям. Он говорил о трансцендентном уровне, на котором подобные различия перестают существовать: «Никто не должен считать, что не может повторять Харе Кришна, потому что это иностранное имя и чужая религия. Это трансцендентная звуковая вибрация. Все мы - духовные души, неотъемлемые части

Кришны». Так он установил духовную близость между собой и нами.

Прабхупада учил нас, что все души тесно связаны с Кришной и любое чувство отчуждения не имеет под собой реальных оснований. Это - иллюзия, основанная на ложном отождествлении. Он наделил нас новым сознанием и новым видением реальности.

Мы также испытывали чувство неловкости, одевая в первый раз вайшнавскую одежду, брея голову и оставляя шикху. Это выглядело так странно! Мы не знали, как правильно произносить санскрит, мы не умели правильно петь, и все же со временем все эти трудности были преодолены. Однако мы делали все это добровольно - Прабхупада не заставлял нас.

Шрила Прабхупада был незнаком с западной культурой, и от этого он был еще более дорог нам. Когда он не понимал какого-то английского или американского слова, наша любовь к нему возрастала еще больше. Однажды преданный сказал Прабхупаде, что его могут выгнать с работы (слово «выгнать» имеет в английском языке также значение «застрелить»). Прабхупада был потрясен: «Застрелить? Они будут в тебя стре-лять?» Прабхупада подумал, что

Навигация:

Страница 32
Страница 31
-- Страница 30 --
Страница 29
Страница 28