Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 12 ------

Рупа Виласа пр - Седьмой Госвами - Страница 12

вайшнавизм в Бенгалии, и сказал, что история жизни Чайтаньи и Его учение зложены в „Чайтанья-чаритамрите". Я пытался найти эту книгу, о мои поиски не увенчались успехом. Я был уверен, что, прочитав ее, я обрету счастье. К сожалению, вайшнавская литература в то время не издавалась».

В Миднапуре Кедаранатха вступил в местное литературное общество и вскоре приобрел много сторонников. Это вызвало недовольство у брахмоитов. Они решили поссорить Кедаранатху с его последователями, но он принял необходимые меры предосторожности.

В конце 1861 года жена Кедаранатхи заболела и вскоре умерла, оставив его с десятимесячным сыном. В автобиографии Бхактивинода Тхакур пишет: «Следуя псалмам, я стоически перенес этот удар судьбы». Мать Кедаранатхи пыталась взять заботы о ребенке на себя, но была слишком стара для этого. Вскоре Кедаранатха заболел воспалением легких. Он отмечает, что во время болезни взывал к Богу о помощи. В то время он был убежден в истинности как личностной, так и безличной ипостаси Бога, но не мог совместить эти две концепции.

Через два месяца после смерти супруги Кедаранатха женился на девушке по имени Лалита, дочери Ганьяманьи Рая из деревни Джакпур. Эта искренняя вайшнави, которая во всем следовала своему мужу, впоследствии стала известна как Шримати Бхагавати-деви. Она отличалась благородным характером, спокойным нравом и обладала множеством талантов. Некоторые родственники и знакомые Кедаранатхи критиковали его за то, что он женился так быстро, однако сам Кедаранатха не видел в этом ничего предосудительного. Некоторое время спустя его приняли на низкооплачиваемые должности сборщика налогов, а потом клерка в налоговой службе. Затем Кедаранатха вернулся в Бенгалию в местечко Бхаччхала, где также устроился клерком, и более высокое жалованье. Там же, в Бхаччхале, в 1863 году написал две поэмы: «Виджана-грама» (Покинутая деревня) и «Санньяси». За всю историю бенгальской литературы «Виджана-грама» была первой из опубликованных поэм, написанных белым стихом. Многие видные литераторы вые оценили произведения Кедаранатхи. Рецензия на них была опубликована в 39 номере престижного издания «Калькутта Ревю» 1863 год. Ниже приводятся выдержки из этой статьи.

«Мы прочитали этот небольшой сборник стихов на бенгали и с удовольствием рекомендуем его читателям... Открываем сборник поэма „Виджана-грама". Она рассказывает о том, что почти все население некогда многолюдной деревни Улы, расположенной недалеко от Ранагхата, умерло от эпидемии. Поэма написана в хорошем стиле, в котором угадывается влияние Годсмита... „Санньяси", поэма в двух главах, также делает автору большую честь. Из стихотворений особого внимания заслуживает описание весны и перевод Карлайла. Мы надеемся, что автор и впредь будет радовать своих соотечественников изящной и непритязательной поэзией, которой не свойственна столь популярная ныне вольность мыслей и выражений».

В том же году Кедаранатха написал философскую книгу «Наши стремления» на английском языке. Когда между брахмоитами и христианами произошел очередной конфликт, Кедаранатху попросили выступить между ними посредником, но его попытки примирить врагов обернулись против него же самого. Тогда Кедаранатха основал свое собственное общество, к которому присоединились многие из бывших брахмоитов. На одном из собраний, проходивших в публичной библиотеке Бурдвана, Кедаранатха прочитал лекцию о душе. На лекции присутствовал мистер Хейли, который с тех пор стал оказывать Кедаранатхе большую помощь и даже пообещал подыскать ему хорошую работу.

Помощник мирового судьи

После работы клерком в Бхаччхале Кедаранатху приняли главным секретарем суда в Чуаданге с жалованьем сто сорок рупий в месяц. Через полтора года ему нашли замену, и он остался не у дел.

В 1864 году у Кедаранатхи родилась дочь. Кедаранатха сдал в Бурдване экзамен по праву и получил хорошую рекомендацию от мистера Линтона. Мистер Хейли решил помочь Кедаранатхе добиться назначения на более высокую должность, чем должность обычного клерка. Кедаранатха остался в Ранагхате ждать новостей. 9 февраля 1866 года он получил сразу три письма. В одном мистер Линтон предлагал Кедаранатхе работу клерка, в другом мистер Хейли сообщал ему о том, что он принят на государственную службу, а третье содержало официальное уведомление о назначении Кедаранатхи на должность регистратора суда города Чапра с полномочиями помощника мирового судьи и сборщика налогов. В то время Кедаранатхе было 27 лет. Предсказание деда сбылось.

После переезда в Чапру Кедаранатха посетил находящийся неподалеку Гаутамашрам, где некогда жил известный мудрец Гаутама, проповедник ньяи. По возвращении в Чапру Кедаранатха выступил перед местными жителями с речью о Гаутаме и предложил им открыть школу для изучения ньяя-шастр. Хотя в дальнейшем Кедаранатха не принимал в этой работе личного участия, усилиями местных жителей такое учебное заведение было открыто. В 1883 году губернатор Бенгалии сэр Риверс Томсон заложил первый камень будущей школы, которую назвали в его честь.

В 1868 году Кедаранатха перевел на урду «Руководство для служащих судебной канцелярии», которое правительство распространило в соответствующих службах объединенных провинций Агры и Ауда (теперь Уттар Прадеш). В Чапре у Кедаранатхи открылась кровоточащая язва. Никакие лекарства не помогали ему. Так и не оправившись от болезни, он предпринял безуспешную попытку сдать государственные экзамены. Затем на поезде Кедаранатха отправился в Западную Индию и за тринадцать дней побывал во Вриндаване, Матхуре, Агре, Праяге, Мриджпуре и Каши. В автобиографии он скромно пишет, что в то время его преданность Богу имела

Навигация:

Страница 14
Страница 13
-- Страница 12 --
Страница 11
Страница 10