так и в материальном отношении помощников, чтобы сделать жизнь приятной и легкой, но, однако, он принимал мое служение. Он никогда не просил, чтобы я оставил его. Он милостиво принимал мои неумелые услуги. Несмотря на мои многочисленные недостатки, он давал мне возможность почувствовать, что он мне признателен. Я видел, как он прощает своим ученикам их многочисленные оскорбления. Несомненно, случившееся - не самое худшее из того, что я сделал своему духовному учителю, но здесь вопрос касался моих непосредственных обязанностей личного слуги, которыми я пренебрег, и это меня печалит.
Шрила Прабхупада, не отталкивайте меня!
В этом мире нет безопасного места, сколько не ищи, - только лишь подле ваших дивных, золотистых лотосных стоп. Пожалуйста, одарите меня желанием из жизни в жизнь служить вам и вашему Движению.
«Прасадам греть не нужно»
15 сентября 1973 г. ИСККОН Джуху-бич, Мумбай, Индия
Утром, по прибытии, Шрила Прабхупада сообщил мне, что на обед желает получить маха-прасад от Божеств. Я был очень рад этому поручению, поскольку это облегчало мне служение, поскольку еще не приехал никто из тех, кто мог бы приготовить ему. Когда маха-прасад доставили из храма, я принялся его разогревать. Я все еще был на кухне, когда пришел преданный и сказал, что Шрила Прабхупада ждет прасад.
- Я разогреваю его, - ответил я. - Сейчас принесу.
Он ушел, но сразу вернулся:
- Шрила Прабхупада сердится. Он хочет прасад немедленно.
В тягостном предчувствии я вошел в его комнату и поклонился. Не дожидаясь, пока я подниму голову, он закричал:
- Зачем ты разогреваешь прасад? Прасадам греть не нужно. Я хочу его тотчас же. Я не хочу, чтобы ты его грел. Я просто хотел получить прасад. Сейчас же неси.
Со Шрилой Прабхупадой никогда не бывало скучно. Я часто слышал от преданных, что служить Шриле Прабхупаде было для меня делом не из легких. Вероятно. Однако, полагаю, что Шриле Прабхупаде было гораздо труднее с таким слугой, как я. Я до сих пор не могу себе представить, сколько я, в силу своих дурных привычек, наделал глупостей, а он терпеливо сносил это. Терпение его было безграничным. У него так многому можно было научиться. Он часто говорил: «Сознание Кришны - это здравый смысл».
Шрила Прабхупада, пожалуйста, благословите меня здравомыслием, чтобы я начал служить вам, руководствуясь вашими желаниями.
«Ладно... делайте все, что придет вам в голову!»
23 сентября 1973 г. ИСККОН Джуху-бич, Мумбай, Индия
Помимо болезней, валивших меня всякий раз по приезду в Индию, главенствующую роль в моей неприязни к этой уникальной части мира играли кльтурные различия. Подобные чувства были свойственны не мне одному. Я был очевидцем многих случаев, когда преданные приезжали в святую землю, чтобы почти сразу же уехать по причине ряда возникающих трудностей: пошатнувшегося здоровья, отсутствия подходящих условий, личных разногласий с руководством и культурологического шока.
Я наблюдал, как двум ветеранам Движения, ученикам Шрилы Прабхупады, также довелось на святой земле признать свою обусловленность. Известия о плодотворной проповеди на Западе, похоже,манили их обратно в Штаты В Индии проповедь потенциальным членам-попечителям выглядела до боли неэффективной. Индийцы говорили нам, что мы не рассказали им ничего нового, ведь, в конце концов, они выросли на историях о Кришне. Мы часто слышали от наших членов-попечителей: «О, да! Мы знаем Кришну».
Шрила Прабхупада нередко в связи с этим приводил следующую аналогию. Он говорил, что мы, люди Запада, находимся от Кришны в ста километрах, но теперь под его руководством мы идем по направлению к Господу. Индийцы же в десяти километрах от Кришны, но они, к сожалению, от Него удаляются. Наша задача - найти способы, которые побудили бы их повернуться и направиться «домой, к Богу». Но порой даже это не вдохновляло.
Однажды я присутствовал при беседе Шрилы Прабхупады с нескольким его учениками. Они ходатайствовали о возвращении на Запад. Один из них сказал ему:
- Мы, словно бизнесмены, собираем деньги, агитируем новых членов-попечителей.
В известном смысле он был прав, но разница состояла в том, что делали они это не для собственной выгоды, а для Шрилы Прабхупады и Кришны.
Шрила Прабхупада сочувствовал их разочарованию, однако, твердо сказал:
- Да, но я хочу, чтобы вы оставались здесь. Таково желание вашего духовного учителя, и поэтому так будет лучше для вас.
- А разве вернуться в Америку и проповедовать там не является служением? - спросил один из санньяси. - Ведь там проповедь приносит большие плоды.
Я сидел поблизости и изумлялся настойчивостью своих духовных братьев. Зрелище было довольно редким. Ученики
Шрилы Прабхупады казались непреклонными. Чем больше решимости они проявляли в желании покинуть Индию, тем сильнее настаивал Шрила Прабхупада на своем желании оставить их здесь. Было очевидно, что Шрила Прабхупада считал проповедь в Индии делом первостепенной важности. Этот урок я усвоил, первый раз приехав туда с моим Гуру Махараджем.
Раньше, в январе 1973-го, на квартире Картикеи Махадевьи, между Шрилой Прабхупадой и несколькими его учениками разгорелся жаркий спор. Двое санньяси, которые сейчас умоляли Шрилу Прабхупаду о возвращении, также присутствовали там. Было удивительно наблюдать, с какой решимостью, как мастерски он руководил своими юными учениками в их преданном служении.
Шрила Прабхупада гневался. Ему сообщили, что члены-попечители исправно делают денежные взносы,