Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 37 ------

Мадхурья Кадамбини даси - Панчатантра - Страница 37

и одурачен, как был одурачен брахман, у которого хитростью отобрали козу.

- Как же это случилось? - спросил Читраварн.

- А вот как, - ответила ворона и начала рассказывать.

Проделки обманщиков

Велика сила общественного мнения.

Жил в одном лесу брахман. Решил он однажды совершить жертвоприношение, но для этого ему нужна была коза. Он сходил в деревню, купил козу, взвалил на плечи и отправился домой. Когда он шел по дороге, увидели его три мошенника. При виде козы у них загорелись глаза и потекли слюнки. Они решили во что бы то ни стало обмануть брахмана и выманить у него козу. Думали-думали мошенники, что им сделать, и придумали. Каждый из них уселся под деревом на значительном расстоянии друг от друга вдоль дороги, по которой должен был пройти брахман. Когда брахман с козой на плече поравнялся с первым мошенником, тот обратился к нему с вопросом:

- Эй, брахман! Откуда ты идешь?

- Из деревни, - ответил брахман.

- А куда ты несешь эту собаку на плечах?

- Собаку? Нет-нет, сын мой, - ответил брахман, - это не собака, это коза.

Сказав так, брахман поправил козу на плече и отправился дальше. Подошел он к дереву, под которым сидел второй мошенник. Плут вежливо поприветствовал брахмана, а потом обратился к нему с вопросом:

- Куда ты направляешься, отец мой?

- К себе домой, - ответил, брахман.

- А почему ты тащишь собаку ка плечах?

- Собаку? - удивился брахман.

В недоумении опустил он козу на землю и стал рассматривать ее со всех сторон. Подумав немного, он опять взвалил козу на плечи и зашагал дальше. Однако мысли путались у него в голове, и он в смятении думал так: "Это же не собака, это коза! Разве она похожа на собаку9 У собаки и хвост длиннее, и морда не такая. Но почему же люди говорят, что это собака? Может быть, это какая-то новая порода?" Размышляя таким образом, старик брахман время от времени опускал козу по землю к рассматривая ее. Он был в смятении и нерешительности, ибо: "Тот, кого мошенники заставляют верить в то, чего нет, погибает".

Отправился брахман дальше по дороге и пришили к тому месту, где сидел третий мошенник. Тот ггриветствовал старик; я задал точно такой же вопрос, как двое первых:

- Куда ты несешь эту собаку, брахман? - спросил он, смеясь. - И зачем она тебе?

Тут брахман окончательно уверился в том, что несет на плечах не козу, а собаку, и что деревенский лавочник обманул его. Он бросил козу на дороге и, считая себя оскверненным, побежал совершать омовение.

А бродяги тем временем подобрали козу, зажарили ее и съелк...

- Поэтому знай, о раджа: введенный в заблулодеяие оказывается в конце концов жертвой и погибает, как верблюд.

- А как это было? - спросил Читраварн.

- А вот как.

Знай, с кем дружить

В общении со злыми людьми доже мудрый человек теряется.

Ж мл в лесу лев по имени Мадотка, что значит "Буйный". У льва было три товарища: ворона, тигр и шакал. Однажды, когда ворона, тигр и шакал гуляли по лесу, они увидели незнакомого верблюда. Ворона каркнула ему:

- Эй, верблюд, кто разрешил тебе здесь ходить?

Верблюд рассказал, что он отбился от каравана, потерял дорогу и теперь не знает, что делать. Выслушав печальную историю, все трое посочувствовали верблюду и предложили ему пойти вместе с ними ко льву.

Лев, узнав о бедственном положении верблюда, предложил ему убежище, обещая ему свою защиту. Верблюд согласился и остался жить у льва, который дал ему имя Читракарн, что значит "Пятнистые уши".

Наступал сезон дождей. С каждым днем становилось все труднее и труднее добывать пищу. Звери в лесу изголодались, начались между ними ссоры и раздоры. Но верблюд, для которого пищей служили колючки, чувствовал себя не так уж плохо.

Однажды, устав от бесплодных поисков пищи, ворона сказала тигру:

- Какая нам польза от этого верблюда? Он ничего не делает и только мешается. А между тем у него, должно быть, вкусное мясо.

- Глупая ты, - ответил тигр, - разве ты забыла, что ему покровительствует лев?

- Зачем спорить? - сказал шакал. - Надо сделать так, чтобы лев сам расправился с верблюдом.

- Правильно, - сказала ворона. - И он сделает это. Недаром говориться: "Женщина, измученная голодом, бросает на произвол судьбы своего собственного сына; голодная змея пожирает своих детенышей; слабеющий от голода, мужчина становится безжалостным". И еще: "Пьяница, трус, подлец, голодный, безумный, злой и усталый готовы совершить любой грех”.

И вот ворона, тигр и шакал, посовещавшись, пошли ко льву.

- Принесли вы чего-нибудь поесть? - спросил лев, который от слабости не мог уже сдвинуться с места.

- Нет, махараджа, мы обошли весь лес, но ничего не нашли.

- Как мы будем жить дальше? - спросил лев.

- Ты сам во всем виноват, повелитель, - отвечала ворона. - Мы голодаем потому, что ты сам отказываешь себе и нам в пище.

- Как это так? - удивился лев. - У меня ничего нет, я ничего от вас не скрываю.

Тогда ворона залетела на голову льву и сказала ему на ухо:

- А верблюд?

- Верблюд? - переспросил лев. -

Навигация:

Страница 39
Страница 38
-- Страница 37 --
Страница 36
Страница 35