Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 119 ------

Кришна Мангала дас - Святые ИСККОН - Страница 119

очень важной частью жизни. Люди из разных уголков мира становятся значительно ближе друг другу благодаря универсальному языку искусства и культуры».

«Ранганикетан» с легкостью доносит культуру Бхагаваты до людей по всему миру, что обычно труднодостижимо с помощью привычных методов проповеди. Танцевальная группа знакомит зрителей с традиционной вайшнавской культурой Манипура. Красочное выступление включает в себя впечатляющее древнее боевое искусство северо-восточной Индии, акробатические танцы с барабанами, классическое манипурское представление, изображающее раса-лилу.

Манипурский барабан панг (разновидность мриданги), традиционно использующийся манипурскими вайшнавами для исполнения

харинама-санкиртаны, способен издавать звуки в диапазоне от мягкого шелеста до оглушительного грома. Отбивая сложные ритмы, барабанщики танцуют с акробатической виртуозностью. Мелодии соответствуют временам года, а песни прославляют Господа Кришну.

Танцы в традиционном манипурском стиле также не являются просто художественным исполнением. Раса-лила, танец Кришны с гопи, исполняется с большим изяществом, целомудренной чистотой и глубоким духовным чувством для удовольствия Господа и духовного возвышения зрителей.

Традиционное представление раса-лилы в Манипуре может продолжаться до восемнадцати часов в течение дня и ночи полной луны, а состав танцоров — доходить до двухсот шестнадцати. Хотя и меньшее по времени и составу участников, выступление «Ран-ганикетана», представляющее игры Господа, пробуждает те же духовные чувства у зрителей, пленяя умы и открывая духовную реальность.

Свое первое мировое турне группа совершила в 1990 году, посетив Европу и Северную Америку. С тех пор она путешествует по всему миру, выступая в самых престижных местах, таких как, например, Центр сценических искусств Джона Кеннеди в Вашингтоне, Лос-Анджелесский музыкальный центр и Национальный фестиваль искусств в Сингапуре. Правительство Индии посылало «Ранганикетан» с миссией доброй воли в Сирию, Египет и Ирак. За двадцать лет «Ранганикетан» провел более шестисот выступлений в пятнадцати странах мира. Их выступления увидели более миллиона человек.

Шрипада Махараджа не только продвигал вайшнавскую культуру, но и сам был превосходным певцом, музыкантом и поэтом, написавшим несколько вайшнавских стихов и песен на манипурском языке. Он пел, словно гандхарв, для удовольствия Божеств. Духовная чистота и сила его голоса пленяли слушателей, приводя в трансцендентный восторг.

На всех организованных им конференциях он постоянно очень красиво пел благоприятные гимны из Вед. А когда его приглашали принять участие в каком-нибудь научном собрании, почти всегда

просили исполнить ведические гимны или молитвы. Махараджа скромно признавался, что никогда специально не обучался петь, а научился этому на практике.

В начале восьмидесятых годов Шрипада Махараджа провел много времени, проповедуя в Тирупати, Хайдарабаде, Виджаяваде и другим местах штата Андхра-Прадеш, находящегося на юго-востоке Индии. В один год там была страшная засуха. Духовное руководство храма Тирумалы Венкатешвары в Тирупати организовало проведение огненного жертвоприношения для того, чтобы пошел дождь. Они пригласили многие духовные группы и их лидеров, в том числе и Шрипаду Махараджу, для участия в обряде. У Махараджи была твердая вера в слова из «Бхагавад-гиты», где говорится, что жертвоприношение вызывает дожди, а лучшем жертвоприношением в этот век Кали является пение святых имен Господа. Когда Шрипада Махараджа в блаженстве стал петь святые имена и танцевать вместе с несколькими преданными, к удивлению всех собравшихся, на священные холмы Тирумала с неба хлынули потоки дождя. После этого чуда все руководство знаменитого древнего храма, впечатленное увиденным, выразило почтение Шрипаде Махарадже.

Украшенный драгоценностями храм

Махараджа проводил много времени, проповедуя в Индии и по всему миру, однако основное внимание он всегда уделял развитию сознания Кришны в своем родном Манипуре. Учение Господа Чайтаньи пришло туда еще в XVII столетии вместе с пятью учениками великого преданного Нароттамы даса Тхакура. Этот индийский штат долгое время оставался не тронутым влиянием современной цивилизации. В Манипуре никто не попрошайничал на улицах. Махараджа вспоминал, что никогда не видел нищих до того, как приехал в Калькутту.

Шрила Прабхупада хотел, чтобы Сварупа Дамодара превратил Манипур в центр научной вайшнавской культуры. Повинуясь указанию духовного учителя, 25 декабря 1977 года он вместе с несколькими манипурскими преданными открыл первый центр

ИСККОН в столице Манипура Импхале. С тех пор миссия Шрилы Прабхупады значительно повлияла на сохранение и развитие Гау-дия-вайшнавской культуры в Манипуре, став самой влиятельной духовной организацией в штате. Махараджа обрел такой авторитет и уважение в Манипуре, что члены королевской семьи пожертвовали ему храм на Радха-кунде и ашрам в Навадвипе.

В 1991 году на пожертвованной в Импхале земле Махараджа организовал строительство Университета культуры Бхагаваты для удовлетворения Шрилы Прабхупады. Частью университетского комплекса должны были стать хорошо оборудованная современная библиотека имени Шрилы Ведавьясы, школа традиционных манипурских боевых искусств имени Бабхруваханы, а также колледж профессионального образования для женщин имени Читрангады. В центре этого университетского комплекса, словно драгоценный камень, был спланирован Манимандир — «Украшенный драгоценностями храм» Шри Шри Радхи-Кришначандры.

Шрипада Махараджа прикладывал много усилий, чтобы осуществить этот проект. В июле 2000 года вместе с несколькими друзьями и преданными он совершал поездку по США, собирая средства для будущего университета и храма. После утомительного переезда в Саванну, город на побережье Атлантического океана, Махараджа остановился на ночь в отеле, принадлежащем выходцам из Индии. На следующее утро он встал в четыре утра, но, чувствуя сильную усталость, снова прилег. В это время, находясь в полусонном состоянии, Махараджа отчетливо увидел Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура, который лежал