пчелам. Потом они любовались грациозными лебедями, плавающими в лесных озерах, изображали ходящих вперевалку уток и танцевали, как павлины. Схватившись за хвосты обезьян, мальчики взбирались на деревья и передразнивали их, корча такие же гримасы, отчего обезьяны пугались и удирали, а гопы прыгали за ними. Передразнивали они и лягушек, прыгая за ними по берегу. Найдя колодец, они кричали в него, вызывая эхо, а потом обзывали того, кто, по их мнению, есть источник этого эха. Кришна наслаждался видом этих игр, и гопы бежали к Нему наперегонки, чтобы первым дотронуться до Него. И Кришна устраивал так, что первым дотрагивался каждый. Так они весело проводили время в лесу Вриндавана, резвясь и смеясь.
Шукадева Госвами говорит (Ш.-Б., 10.12.12):
йат-пада-памсур баху-джанма-криччхрато
дхритатмабхир йогибхир апй алабхйах
са эва йад-дриг-вишайах свайам стхитах
ким варнйате диштам ато враджаукасам
«Йоги могут в течение многих жизней совершать суровую аскезу, выполняя непростые требования ямы, ниямы, асаны и пранаямы. Со временем такие йоги научатся в совершенстве управлять своим умом, но и тогда вкус даже пылинки с лотосных стоп Верховной Личности Бога остается недоступным для них. Какими же словами описать великую удачу обитателей Враджабхуми, Вриндавана, которые жили вместе с Самим Господом, Верховной Личностью, и воочию видели Его?»
Это не материальное благочестие. Это не что иное как бескорыстное любовное служение Господу. Они совершили такое количество безграничного служения, что обрели удачу играть с Абсолютной Истиной, как с близким другом. Гопы просили Его: «Кришна, станцуй, как павлин!» и Он танцевал, а они, смеясь, повторяли за Ним...
Просто думайте о Кришне, и Он вырвет ваше сердце из череды беспокойств и страданий этого мира.
Рупа Госвами говорит:
смерам бхагни-трайа-паричитам
сачи-вистирна-дриштим
вамши-нйастадхара-кишалайам
уджджвалам чандракена
говиндакхйам хари-танум итах
кеши-тиртхопакантхе
ма прекшиштхас тава йади
сакхе бандху-санге ’сти рангах
«Если вы хотите оставаться привязанными к людям, местам и вещам этого мира, не ходите смотреть на прекрасный образ Говинды-Кришны, стоящего на берегах Ямуны и играющего на Своей флейте, изогнувшись в трех местах. Его голову украшает павлинье перо, на Его лице, подобном луне, сияет красивая улыбка. Не ходите на это смотреть! Если вы хотите оставаться привязанными к этому миру — это последний поступок, который вам стоит совершить. Потому что если вы увидите красоту Кришны, то оставаться привязанным к людям, местам, вещам этого мира будет для вас невозможно («Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.239, перевод Бхакти Вигьяны Госвами из лекции от 18.10.2012)».
йад йад вибхутимат саттвам
шримад урджитам эва ва
тат тад эвавагаччха твам мама
meджo-`мша-самбхавам
«Пойми же, что все чудесное, прекрасное и величественное в этом мире — лишь искра моего великолепия (Б.-г., 10.42)».
Когда мы действительно сближаемся с Кришной, понимая, что все материальные и духовные энергии исходят из Него, мы можем видеть присутствие Его во всем сущем, все живые существа воспринимаем как Его частицы и смотрим на все через призму Его удовольствия. Какие бы игры и развлечения мы ни видели в этом мире, все они берут свое начало во Вриндаване. Игры в материальном мире часто основаны на соперничестве, которое ведет к гневу и страданиям: сегодня вы выиграли, а завтра можете проиграть. Но в духовном мире все это — проявления любви между преданными и Богом, взаимообмена души с Богом. И Кришна низошел сюда вместе со Своими друзьями, чтобы показать эту радость и пригласить обусловленные души обратно к Себе.
... Кришна и Его друзья были настолько увлечены играми и покорены взаимной любовью, что никак не могли остановиться, но их ждал приготовленный любящими матерями обед. Вишванатх Чакраварти Тхакур пишет, что для возбуждения хорошего аппетита у Кришны и гопов, Йогамайя устраивала так, чтобы к обеду появлялся какой-нибудь демон и терроризировал Вриндаван. Спектакли с убийством демонов, которые устраивал Кришна, были настоящими триллерами, и сердца гопов сжимались от страха, ведь они никогда не думали, что Кришна — всемогущий Бог, для них Он был любящим другом. После пережитого стресса они чувствовали сильный голод.
На этот раз явился посланный Камсой демон Агхасура, брат Путаны и Ватсасуры, который не мог спокойно видеть, как наслаждаются Кришна и пастушки. Такова природа завистливых людей. Им плохо, когда другим хорошо. Бхактивинод Тхакур в песне «Амара Дживана» показывает портрет такого порочного существа:
амара дживана
сада папе рата
нахико пунйера леша
парере удвега
дийачхи дже кото
дийачхи джибере клеша
ниджа сукха лаги
папе пахи дори
дойа-хина
свартха-паро
пара-сукхе духкхи
сада нитхйа-бхаши
пара-духкха сукха-каро
ашеша камана
хрди маджхе мора
кродхи, дамбха-парайана
мада-матта сада
бишайе мохита
химса-гарва вибхушана
нидраласйа хата
сукардже бирата
акардже удйоги ами
пратиштха лагийа
шатхйа ачарана
лобха-хата
сада ками...
«Всю свою жизнь я совершал грехи и никогда не делал ничего благочестивого. Я был просто источником беспокойств и проблем для других.
Я никогда не боялся совершить грех ради своего удовольствия. Я лишен сострадания и полон эгоизма. Мне доставляют радость страдания других, и я привык лгать даже по пустякам. Чужое горе приносит мне счастье.
Корыстные желания в моем сердце нескончаемы. Я склонен впадать в гнев и предан высокомерию. Опьяненный самомнением и обманутый миром, я украсил себя гордостью и завистью.
Побежденный ленью и сном, я всегда отворачиваюсь от благочестивой деятельности. Мне нравится вредить другим. Ради престижа я надеваю маску двуличия. Похоть и жадность полностью овладели мной...»
Шрила Прабхупада дает определение преданного: «Это тот, кто никому не завидует». Кришна в «Бхагавад-гите» (9.1) говорит Арджуне:
идам ту те гухйатамам
правакшйамй анасуйаве
джананам виджйана-сахитам
йадж джанатва мокшйасе шубхат
«Дорогой