— сказал Рамануджачарья, точно не заметив их перепалку. — Мне кажется, что он в майе — так он привязан к своей красавице-жене и богатому дому.
— О, — мысленно обрадовались брахмачари, — Гуру Махарадж согласен с нами и принимает нашу точку зрения.
— Он также очень привязан к украшениям, которые носит его жена, — продолжал Рамануджачарья, — и целыми днями рассматривает их. Пойдите- ка ночью и украдите у его жены украшения, пока она спит. А я специально позову Дханурдаса к себе, чтобы вы могли спокойно сделать это.
Так и было сделано. Пока Рамануджачарья беседовал в ашраме с Дханурдасом, брахмачари прокрались в его дом и стали осторожно снимать украшения со спящей жены Дханурдаса. Внезапно женщина перевернулась на другой бок, и им показалось, что она просыпается. Они быстро убежали.
— А вот теперь, — сказал им учитель, когда по возвращении они положили перед ним украшения, — я отошлю Дханурдаса домой, а вы отправляйтесь за ним и посмотрите, как он будет реагировать на пропажу украшений.
Брахмачари побежали и спрятались в саду под окном дома Дханурдаса. Когда тот вошел в дом, жена сказала ему:
— Знаешь, Прабху, мне кажется, брахмачари нашего Гурудева очень несчастны и сильно нуждаются. Они очень чисты, честны и целомудренны, но, пока тебя не было дома, они приходили и забрали мои украшения. Желая послужить им, я притворилась спящей, чтобы они могли спокойно забрать все украшения. Но когда они собрали все украшения с одной стороны моего тела и я перевернулась на другой бок, чтобы они могли взять остальное, эти достойные преданные сильно испугались, подумав, что я проснулась, и убежали.
Дханурдас очень рассердился.
— Ах, ну что ты за глупая женщина! Ведь этот случай мог бы стать благой удачей нашего дома! И зачем только ты перевернулась! Зачем ты их спугнула? У нас был шанс отдать все преданным нашего Гурудева, а ты все испортила!
Брахмачари остолбенели. В сильном смятении они вернулись к Рамануджачарье и рассказали ему, что случилось. Но учитель ничуть, как оказалось, не был удивлен.
— Дханурдас был готов отдать вам все, что у него есть, — сказал им Рамануджачарья, — а вы сражались сегодня утром за свои каупины.
Так вы смирили ваше эго. Так кто из вас в большей степени свободен от привязанностей?
Когда в центре нашей жизни в грихаст- ха-ашраме находится Кришна и мы все используем для служения Ему, это истинное отречение. Но когда в центре нашей жизни стоит чувственное удовлетворение, то любое место, будь это дом грихастхи или брахмачари-аш- рам, становится царством майи. Бхактивинода Тхакур говорил, что его дом превратился для него в Голоку Вриндавану. А Прахлада Махараджа говорил, что если вы не используете все, что у вас есть, для Кришны, тот же самый дом становится глубоким темным колодцем, где нет воды, а есть лишь страдания. В нашей сампра- дайе есть много примеров вайшнавов-грихастх, которые в действительности сделали Кришну центром всей своей жизни, не считаясь ни с какими материальными концепциями. Например, Сарвабхаума Бхаттачарья и его добродетельная жена. Когда Господь Чайтанья Махапраб- ху был в Пури, они вместе готовили для Него множество чудесных подношений. Жена помогала своему мужу любым возможным способом. Однажды Господь пришел в их дом рано утром, но, несмотря на столь ранний час, к Его приходу уже было готово много чудесных подношений! Увидев это, Господь сказал: «Для того чтобы приготовить все это, нужно было позвать десять брахманов, чтобы они готовили десять дней! А вы сделали это за несколько часов!» Такова сила совместного служения мужа и жены. Они оба стремились служить Господу Махапрабху с неусыпным вниманием. Сарвабхаума Бхатта- чарья знал, как сильно трудилась жена, чтобы помочь ему в этом служении. Но супруги ответили Господу: «Та личность, которой предназначаются все подношения, сама их и готовила! Это Ты работал нашими руками, а мы — просто инструменты Твоей милости!» Вот настоящая семейная жизнь: когда муж и жена едины в служении Кришне, когда они служат безо всяких раздумий о своих привязанностях и комфорте, милость Кришны просто течет через их отношения, наделяя их силой делать невозможные для обычных людей вещи.
Однажды, когда в своем доме Сарвабхаума Бхаттачарья с супругой предлагали Шри Чайта- нье Махапрабху подношения, их зять по имени Амогха, который был негодяем, ищущим недостатки в других, вбежал в комнату и стал хулить Шри Чайтанью Махапрабху.
— О, вы только посмотрите! — вскричал он. — Этот саннъяси ест столько прекрасных подношений, да он же падший!
Услышав эти слова, Сарвабхаума Бхаттачарья схватил свой посох и побежал за своим зятем, намереваясь побить его. Жена Сарваб- хаумы очень любила свою дочь и хорошо относилась к зятю, так как дочь была поручена его заботам. В ведическом обществе тесть и теща уважительно и почтительно обращаются с зятем, так как он защищает и обеспечивает их дочь. Но услышав его слова и осознав, что этот человек, оскорбивший Господа Чайтанью, является мужем ее дорогой дочери, жена Сарвабхаумы
Бхаттачарьи испытала глубокую душевную боль и горько заплакала. Женщина била себя в грудь кулаками и кричала: «О, Господь Кришна,