Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 9 ------

Равиндра Сварупа дас - Шрила Прабхупада - Ачарья-основатель ИСККОН - Страница 9

они обращены к президенту Гаудия-матха в важной статье под названием «Гаудия-матх», которая публиковалась в трех выпусках «Хармониста», начиная с октября 1930 года19. Ее публикация совпадала с торжественным открытием в ноябре только что завершенного роскошного храма под названием «Шри Гаудия-матх» в Багбазаре, в Калькутте. Это новое великолепное учреждение было тем самым объектом, к которому отсылал заголовок статьи. Первый ее выпуск стал передовой статьей октябрьского номера, на главной странице которого напечатали фотографию почтенного Джагабандху Бхактиранджаны20, непосредственно руководившего строительством храма и финансировавшего его. Статья в «Хар-монисте» публиковалась анонимно и, как было принято в таких случаях, сопровождалась редакционной печатью «полностью одобрено» (если авторство было не указано)21. Празднуя большой шаг «Миссии» в сторону всемирной проповеди, «Хармонист» также пользуется возможностью, чтобы объяснить духовную (ив определенной степени эзотерическую) структуру и функцию своей организации. «Гаудия-матх» представляет собой своего рода эскиз гаудия-вайшнавской экклезиологии22.

Статья содержит в себе сквозную метафору23, используемую членами Гаудия-матха для описания формы и деятельности их учреждения: крепкое растущее древо, цветущие ветви и побеги которого раскинулись по всему миру. Эта метафора заимствована, конечно же, из девятой главы Ади-лилы «Шри Чайтанья-чаритамриты», описывающей «исполняющее желания древо преданного служения». В ней Махапрабху изображен садовником, который приносит на землю это древо желаний, бхакти-калпатару, сеет его семена в почву Навадвипы и ухаживает за растением, которое подарит каждому плоды кришна-премы повсюду в мире. Махапрабху — не только садовник, но и само древо (кршна-премамара-тарух свайам), и Он же — тот, кто наслаждается своими плодами, и тот, кто раздает их.

Гаудия-матх является проявлением этого древа. Его семена — члены Гаудия-матха — были посажены и политы в Навадвипе, в месте рождения Махапрабху, Его представителем, Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром. В этом святом месте, удалившись от дел, Бхакти-сиддханта Сарасвати Тхакур жил с 1905-го по 1914 год, повторяя ежедневно по 192 круга молитвы, исполняя обет произнесения миллиарда святых имен. Основную часть этой ягьи он совершил в построенной им хижине, на территории, где 27 марта 1918 года принял сан-ньясу. «В день принятия санньясы, — пишет Бхакти-Викаша Свами, — Шрила Бхактисид-дханта Сарасвати также учредил Шри Чайтанья-матх в Майяпуре, начав служение Божествам Шри Шри Гандхарвики-Гиридхари наряду с Божеством Господа Чайтаньи, перед которым он исполнил свой обет повторения миллиарда святых имен»24. Таким образом, древо «Миссии Гаудия» укоренилось в святой земле и вскоре стало расти и ветвиться, заметнее всего в образе Шри Гаудия-матха, созданного в 1920 году Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром в доме № 1 по Ультаданга Джанкш-роуд, в Калькутте25.

Портрет организации представлен в самом первом номере «Хармониста» (июнь, 1927). Статья «Гаудия-матх: его послание и деятельность» открывается риторическими фигурами, передающими дух стремительного роста, затем в ней дается описание Гаудия-матха в виде древа, пустившего корни в Майяпуре («земле, на которую нисшел Махапрабху») и раскинувшего ветви до Калькутты, а оттуда — по всей Индии:

По милости Господа послание Гаудия-матха сегодня известно каждому во всей Гаудадеше, и не только в Гаудадеше, но и в Наймишаранье, Айодхье, Праяге, Каши, Шри Вриндаване, Матхуре, а также в Дакши-натье (Южной Индии) и во всей Ориссе. Повсюду было провозглашено послание Гаудия-матха, главной ветви Шри Чайтанья-матха, корень которого посажен в землю пришествия Шримана Махапрабху — Шри Майяпур-Навадвипа-дхаму. Через всю Гаудамандалу, Кшетрамандалу и Враджамандалу послание Гаудия-матха продолжает распространяться дальше.

В октябре 1930 года Гаудия-матх переехал в свой новый центр в Багбазаре, который был специально задуман как штаб-квартира всемирной проповеди гаура-вани26. Выпуск «Хармони-ста» за тот месяц начинался статьей, раскрывающей глубокий смысл этого события (28.5: 129):

Гаудия-матх олицетворяет высшее служение Шри Шри Радхе-Говинде, проявившееся в современной городской среде по милости ачарьи...

Гаудия-матх — воплощение идеала служения одной личности, которая не принадлежит ни нынешнему, ни иному веку, ни даже этому миру. По независимой воле этого человека идеал его служения Шри Шри Радхе-Говинде проявился в самом оживленном городе нашей страны в виде учреждения, предназначенного для практики и распространения самого совершенного служения Верховному Господу.

Это учреждение... обязано своим появлением, развитием и существованием Его Божественной милости Парамахамсе Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Госвами Махарадже...

Таким образом, Гаудия-матх возник и процветал по милости ачарьи. Далее следует описание его источника («Хармонист», 28.5: 130):

Гаудия-матх в Калькутте — это главная ветвь Шри Чайтанья-матха в Шридхаме Майяпуре. Различие между Гаудия-матхом и Шри Чайтанья-матхом такое же, как между двумя светильниками, зажженными друг от друга. Гаудия-матх — это зримая экспансия Чайтанья-матха в гуще мира. Шри Чайтанья-матх всегда остается изначальным источником, располагаясь в трансцендентной, вечной Божественной обители — даже если он и проявляется перед взором людей этого мира. Деятельность Гаудия-матха и других его сестринских матхов, по сути, тождественна деятельности Шри Чайтанья-матха и принципиально отличается от обычной деятельности этого мира.

Здесь использована аналогия со светильниками из «Шри Брахма-самхиты» (5.46), которая объясняет связь между Господом Кришной и Его многообразными воплощениями. Данная аналогия указывает на то, что само учреждение является трансцендентным и имеет те же характеристики, что и Сам Господь, чьи многочисленные воплощения и воплощения воплощений неотличны от Него. Таким образом, Гаудия-матх и другие матхи в духовном смысле тождественны как родительскому матху в Майяпуре, так и друг другу.

Статья продолжается (28.5: 131):

Гаудия-матх

Навигация:

Страница 11
Страница 10
-- Страница 9 --
Страница 8
Страница 7