Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 8 ------

Равиндра Сварупа дас - Шрила Прабхупада - Ачарья-основатель ИСККОН - Страница 8

использовался сам по себе или в связи с названием ассоциации, например: ачарья «Сообщества Гаудия», «Сообщества Мадхва-Гаудия», «Гаудия-вайшнавов» и т. п. Иногда эти два титула используются вместе, сохраняя при этом свою автономность, например, в таком контексте: «Ачарья (мессия) нынешнего века, который в настоящее время является президентом вышеупомянутой исторической Вишва-вайшнава-раджа-сабхи» (Хармонист, 28.2: 58)11. Пережив официальное возрождение, Вишва-вайшнава-раджа-сабха стала частью организации Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати и действовала теперь под руководством совета из трех его главных учеников. Это была постоянно расширяющаяся конфедерация храмов и монашеских центров обучения и проповеди, и вскоре все стали называть эту организацию «Гаудия-матхом», а чаще — «Миссией Гаудия». В то же время титулы «ачарья» и «президент» стали употребляться вместе в составе сложного слова, которое стало традиционным титулом Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура: «президент-ачарья». Это объединенное название используется в связи с Вишва-вайшнава-раджа-сабхой и Гаудия-матхом (или его вариациями, такими как «Миссия Гаудия»12 или просто «Миссия»). Кроме того, титулы «президент-ачарья» и «ачарья» стали употребляться самостоятельно при обозначении Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура13.

Что касается использования слова «основатель» в титулах Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, то оно встречается редко. Особого внимания заслуживает его употребление в подношении на Вья-са-пуджу, «сделанном Абхаем Чараном дасом, для Шри Гаудия-матха, Бомбей», в котором наш Шрила Прабхупада называет Бхактисиддханту Сарасвати «мировым учителем, ачаръядевой, основателем „Миссии Гаудия" и президентом-ачарьей Шри Вишва-вайшнава-раджа-сабхи, своим вечным божественным учителем...» («Хармонист», 32:291 )14.

Случаи употребления титула «ачарья-основа-тель» для Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура встречаются также в наиболее известном произведении Гаудия-матха на английском языке «Шри Кришна-Чайтанья» Нишиканты Саньяла.

Мы уже отмечали, что в 1927 году «Саджана-тошани» был преобразован в журнал на английском языке «Хармонист» для того, чтобы транслировать сознание Кришны за пределами Индии. Это был подготовительный этап к отправке «проповедников „Миссии"» за рубеж в 1933 году, что стало «венцом», как отмечает Бхакти-Ви-каша Свами, «всех видов деятельности Гау-дия-матха» (ШБВ, 1: 108). Подготовка проповедников к выполнению их уникальной задачи предполагала создание произведения, в котором «послание „Миссии"» было бы воплощено в достаточно разумной, законченной и утонченной форме, чтобы обратить на себя внимание жителей развитых стран. Этой работой стала книга «Шри Кришна-Чайтанья»15. Ее автор, Нишиканта Саньял, профессор истории в колледже Равеншо в Каттаке, при инициации получил от Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура имя Нараяна дас и звание «Бхакти-судхакара». Гуру и его ученик работали в тесном сотрудничестве над целым рядом литературных проектов на английском языке, включая этот16. Бхакти-Викаша Свами рассказывает, что Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур летом 1932 года в течение двух месяцев оставался в Нилгири Хилл, чтобы сосредоточиться на доработке этой книги (ШБВ, 1: 243). По-видимому, до ее завершения проповедники не могли начать свою миссию на Западе (ШБВ, 2: 27):

С выходом книги профессора Саньяла «Шри Кришна-Чайтанья» на Гаура-пурниму 1933 года Шрила Бхактисиддханта Сарасвати признал, что пришло время для распространения послания Махапрабху в Европе. 10 апреля его мечта наконец сбылась. Шримад Бхактипрадипа-тиртха Махараджа, Шри-мад Бхактихридая Бон Махараджа и Самбидананда прабху отправились на корабле из Бомбея в Лондон.

Тридцать пять лет спустя, 14 марта 1967 года, Шрила Прабхупада написал из Сан-Франциско Брахмананде дасу в Нью-Йорк:

Я был рад узнать, что Дональд приобрел книгу профессора Саньяла «Кришна-Чайтанья». Профессор Н. К. Саньял был моим духовным братом, и его книга «Кришна-Чайтанья» авторитетна. Храните ее очень бережно, и мы можем опубликовать в журнале «Обратно к Богу» некоторые статьи из этой книги. Это сильно поможет нам, потому что мой духовный учитель одобрил эту книгу. Пожалуйста, аккуратно храните ее, и я просмотрю ее, когда вернусь.

Именно на страницах книги «Шри Кришна-Чайтанья» так заметно вводится англо-санскритский титул «ачарья-основатель», появляясь сначала в оглавлении:

Глава VII. Ачарьи-основатели

Системы Шри Вишнусвами, Шри Нимбадитьи, Шри Рамануджи и Шри Мадхвы знаменуют возрождение вайшнавизма, который прослеживается в праисторических священных текстах. Они воплощают в себе благоговейное поклонение Вишну. Их второстепенная значимость заключается в бескомпромиссном протесте против измышлений умозрительных философов.

Будучи авторитетными, эти учения, вместе взятые, все же остаются неполными.

Автор дает обзор то ускоряющегося, то угасающего курса развития человеческой духовности, который в итоге формируется вокруг четырех исторических сампрадай вайшна-вов. Сам Господь создает эти сампрадай, вдохновляя тех, кого профессор Саньял называет «изначальными праисторическими учителями». Он объясняет:

Свидетельство связи четырех сампрадай «железного века» с древними временами — признание ими авторитета вечных учителей древности, а именно: Лакшми, Брахмы, Рудры и четырех Кумаров (чатухсанах). Четыре ачарьи-основа-- теля, явившиеся в «железный век», проповедовали взгляды этих изначальных учителей религии.

В каждой сампрадае выделяется особая пара учителей, которые существенно повлияли на своих последователей, определив характер их развития. Первая личность в каждой паре — это один из «вечных учителей древности», который становится «изначальным праисториче-ским учителем» сампрадай. Вторым членом пары является «ачарья-основатель», образцовый наставник в цепи учителей, который в Кали-югу оживляет и преобразует сообщество, формирует его особый образ мысли и действий17.

Титул «ачарья-основатель», используемый Нишикантой Саньялом, относится лишь к тем четырем выдающимся историческим личностям, которых обычно называют сампрадая-ачарьями18. Этот титул указывает на их особенную исключительность. В свете сказанного становится понятно, что сам Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур не принимал на себя титула «ачарья-основатель». Поэтому так удивительно увидеть слова «ачарья-основатель» на страницах «Хармони-ста». Звучащие скромно и вместе с тем смело,

Навигация:

Страница 10
Страница 9
-- Страница 8 --
Страница 7
Страница 6