Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 7 ------

Равиндра Сварупа дас - Шрила Прабхупада - Ачарья-основатель ИСККОН - Страница 7

Свами эти слова указаны, и это правильно. Так и надо делать2.

Таким образом, вы можете пойти дальше и зарегистрировать там наше общество, предприняв все необходимые шаги. До завершения регистрации я бы попросил у вас один экземпляр Устава нашего общества, чтобы я мог утвердить его окончательно. Мое имя нужно написать так: «Ачарья-основатель, А.Ч. Бхактиведанта Свами». Я должен иметь абсолютные полномочия во всех вопросах3.

Итак, мы видим, как определенно Шрила Прабхупада хотел, чтобы его положение в ИСККОН всегда обозначалось точным названием «ачарья-основатель». Для данного конкретного контекста укороченный титул «ачарья» Прабхупада считал неуместным и даже оскорбительным. Он предписал использовать исключительно это полуанглийское-полусан-скритское сложное слово. Именно титул «ачарья-основатель» указывает на уникальную тесную связь между Шрилой Прабхупадой и ИСККОН.

Будучи ачарьей-основателем, Шрила Прабхупада занимает уникальное положение в ИСККОН. Нам нужно глубоко понять это. Его личное поведение как ачарьи служит моделью и нормой для всех последователей ИСККОН. Поскольку он — основатель, то его личные нормы и принципы поведения, его дух, или «настроение», обрели общественные очертания и форму созданной им организации. Каждый отдельный последователь организации усваивает этот дух, стараясь поместить его в центр собственной личности. Настроение ачарьи пронизывает организацию, являясь сутью ее культуры, а его последователи становятся зримым воплощением духа Шрилы Прабхупады в мире.

Ачарья

Ачарья, или, по словам Прабхупады, «трансцендентный преподаватель духовной науки»4 не имеет ничего общего с современными академиками. Трансцендентный профессор берет под опеку своих учеников и, дав им посвящение, тщательно разъясняет ведическое знание, обучает необходимым правилам и дисциплинам.

Ачарья происходит от слова ачара, что означает «правила поведения в соответствии с шастрами и само поведение на основе строгого следования правилам». Ачарья учит такому поведению не только через наставления, но и через личный пример. Прабхупада пишет: «Ачарья — это совершенный учитель, которому известен смысл богооткровенных писаний; он во всем следует наставлениям шастр и учит этому своих учеников»5. Такое обучение не ограничивается теорией. В него также входит задача сформировать характер учеников в процессе преобразования ими собственной личности в соответствии с идеалом, представленным в лице их ачарьи.

Ачарья должен оставаться верным предшествующим ачаръям. «Быть ачарьей (духовным учителем) может только тот, кто строго следует ачаръям в цепи преемственности учителей. Если человек серьезно относится к преданному служению, его единственным желанием должно быть желание доставить удовольствие предшествующим ачарьям»6. Вместе с тем ачарья должен совместить эту глубокую верность учителям со способностью гибко давать наставления, эффективные для разных категорий учеников. «У каждого ачарьи есть свои методы проповеди, которые позволяют ему привести людей к сознанию Кришны, — пишет Прабхупада. — Ачарья обязан найти способ привести людей к преданному служению»7. Имея в виду собственный опыт, он отмечает:

Учитель (ачарья) должен принимать во внимание эпоху, качества ученика и особенности страны. Он должен избегать ниямаграхи, то есть не должен пытаться сделать невозможное. То, что возможно в одной стране, может оказаться невозможным в другой. Обязанность ачарьи — придерживаться сути преданного служения. Что же касается юкта-вайрагьи (истинного отречения от мира), то применение этого принципа может несколько отличаться от страны к стране8.

Способность сохранять строгую верность традиции и в то же время быть искусным в адаптации этой традиции к различным аудиториям и условиям Прабхупада объявляет признаком истинного духовного понимания:

Личное понимание не означает, что человек из тщеславия пытается выставить напоказ свою ученость, стараясь превзойти предыдущего ачарью. Он должен полностью доверять предыдущему ачарье, но в то же время сам должен настолько хорошо понимать содержание, чтобы уметь преподнести учение надлежащим образом в соответствии с конкретными обстоятельствами. При этом изначальный замысел автора должен быть сохранен. Не следует выискивать в тексте тайного смысла, и все же преподносить его надо так, чтобы заинтересовать слушателей и дать им возможность понять его. Это и называется пониманием текста9.

Истинное понимание дает право ачарье применять «свои методы проповеди, которые позволяют ему привести людей к сознанию Кришны».

Ачарья искусен в способах приближения к себе учеников (упанити), благодаря чему он вдохновляет и оживляет их силой своего духа, наделяет собственным знанием и пониманием. Ученики становятся его личными репрезентантами (представителями), то есть, в фундаментальном смысле этого слова, теми, кто ре-презентуют — заново презентуют — ачарью другим людям.

«Ачарья-основатель»

Это дефисное полусанскритское сложное слово — специфический термин, который Шрила Прабхупада велел использовать для обозначения его положения в ИСККОН. Мы видели, что термин ачарья в этой связи Прабхупада считал не только неподходящим, но даже оскорбительным. Тем не менее мы знаем, что слово ачарья традиционно используется в качестве почетного титула для уважаемого главы духовной организации. Из этого следует, что человек, носящий титул «ачарья-основатель», удостоен более высокого положения — положения, заслуживающего особого признания.

Шрила Прабхупада является первым ачарьей в нашей линии, который принимает на себя подобный титул (и, более того, настаивает на этом). И хотя кто-то мог бы обнаружить, что ранее Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура официально называли ачарьей-основателем, эта практика не закрепилась в истории.

Обращение к журналу Гаудия-матха на английском языке «Хармонист» 10 показывает, что за Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром, как правило, были закреплены два титула. С одной стороны, он являлся «Президентом Шри Вишва-вайшнава-раджа-сабхи», а с другой — «ачарьей». Последний термин

Навигация:

Страница 9
Страница 8
-- Страница 7 --
Страница 6
Страница 5