Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 30 ------

Равиндра Сварупа дас - Шрила Прабхупада - Ачарья-основатель ИСККОН - Страница 30

язык, чтобы обратиться с призывом ко всему миру» («Хармонист», 25.4). Журнал публиковался ежемесячно до июня 1933 года (Вып. 30, М? 12) и после перерыва, длившегося четырнадцать месяцев, стал выходить снова, уже раз в две недели.

11

Вишва-вайшнава-раджа-сабха является «исторической», поскольку возникла во времена шести Госвами. Пережив период упадка, Сабха была торжественно возрождена Шрилой Бхактивинодой Тхакуром в 1886 году (под сокращенным названием Вишва-вайшна-ва-сабха) и снова засияла в 1918 году (вернув себе прежнее название) благодаря Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру. Как он объяснил, вишва-вайшнава-раджа означает «царь вайшнавов всего мира», то есть Шри Чайтанья Махапрабху, а сабха — собрание поклоняющихся Ему («Саджана-тошани», цит. по ШБВ, 1: 70—73).

12

Термин «Миссия Гаудия» часто используется как объединенный термин для Гаудия-матха и Вишва-вайшнава-раджа-сабхи. Сабха, по словам Бхакти-Викаши Свами (ШБВ, 1: 259), «служила в качестве официального учреждения Гаудия-матха». Следующие свидетельства дают некоторое представление о взаимосвязи между Матхом и Сабхой: 1) нумерованный список Гаудия-матхов появился на внутренней стороне задней обложки «Хармониста» между 1927-м и 1933 годом под названием «Матхи, связанные со Шри Вишва-вайшнава-раджа-сабхой»; 2) приглашения на крупные мероприятия Матха выдавались секретарем Шри Вишва-вайшнава-раджа-сабхи на бланках, в заголовках которых встречалось название как Вишва-вайшнава-раджа-сабха, так и Шри Гаудия-матх («Хармонист», 28: 57—58; 104, 30: 32); 3) Сабхе приписывают организацию крупномасштабной «Теистической выставки» в Майяпуре в феврале 1930 года на землях, примыкающих к Шри Чайтанья-матху, проведенную затем в сентябре 1931 года в Гаудия-матхе, в Калькутте, и потом снова в январе 1933 года в Дакке; 4) Шри Чайтанья-матх в Майяпуре, обозначенный как «Материнский матх» всех Гаудия-мат-хов, также описывается как «штаб-квартира организации Вишва-вайшнава-раджа-сабха» («Хармонист», 27: 269) и «основной родительский матх Шри Вишва-вайшнава-раджа-сабхи, созданный с целью заполнить весь мир нама-санкиртаной, как учил Шри Кришна-Чайтанья Махапрабху» («Хармонист», 31: 140); 5) статья «Жизнь внутри Гаудия-матха» начинается словами: «Верховный Господь Шри Кришна-Чайтанья и Его обители вечно пребывают в Шри Чайтанья-матхе и его филиале, Гаудия-матхе, которые проявляются по всей стране по милости Шри Кришна-Чайтаньи под эгидой Шри Вишва-вайшнава-раджа-сабхи» («Хармонист», 30:141); 6) в статье «„Миссия Гаудия" на Западе» утверждается: «Шри Вишва-вайшнава-раджа-сабха отправляет на Запад группу проповедников для несения послания Шри Кришна-Чайтаньи цивилизованным народам» («Хармонист», 30: 322—25); 7) большинство выпусков «Хармониста» содержало рубрику новостей о деятельности в «Миссии». С течением времени произошли последовательные изменения названия этой рубрики: «Мы», «Вокруг Матха», «Миссия Гаудия», «Шри Вишва-вайшнава-раджа-сабха (Миссия Гаудия)» и, наконец, «Шри Вишва-вайшнава-раджа-сабха».

13

Приведем несколько примеров. В опубликованной в 1932 году «Программе Шри Шри Враджамандала-парикрамы» перед именем ведущего парикрамы, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, указывается его титул — «Президент-ачарья Шри Вишва-вайшнава-раджа-сабхи» («Хармонист», 30: 92). На приеме у губернатора Бенгалии в Майяпуре Пандит А. С. Банерджи, «секретарь Шри Вишва-вайшнава-раджа-сабхи», в своей приветственной речи «от имени „Миссии"» («Хармонист», 31: 253) обращается к Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру как к «Президенту-ачарье этой „Миссии"» (Там же: 260). В статье «Послание Шри Чайтаньи» Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур назван «Президентом-ачарьей Шри Гаудия-матха и нынешним духовным главой Сабхи» («Хармонист», 32: 12). Аналогичным образом, в «Приветственном послании» Бон Махарадже «жители Калькутты» упоминают «вашего прославленного духовного учителя Парамахамсу Шримад Бхактисиддханту Сарасвати Госвами Махараджу, Президента-ачарью Гаудия-матха» («Хармонист», 32: 115).

14

В своей речи к преподавателям Института Тхакура Бхактиви-ноды в Майяпуре Бхактипрадипа-тиртха Махараджа обращается к Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру как «Президенту-основателю этого Института» («Хармонист», 31: 397). Он также упоминается как «Президент-основатель Шри Гаудия-матха» в большой статье Махопадешаки Шрипады К. М. Бхактибандхаб Б. Л. «Шри Гаудия-матх: историко-описательный очерк» («Хармонист», 32: 394). Следует также отметить, что имя Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура иногда сопровождается титулом «Главный организатор „Миссии Гаудия"» («Хармонист», 26: 221, 30: 256, 32: 254).

15

Это был первый из трех запланированных томов. Второй том был опубликован лишь в 2004 году (Калькутта: «Миссия Гаудия»); третий, по-видимому, не был написан.

16

Бхакти-Викаша Свами пишет (ШБВ, 2: 362—63): «Как фактический редактор и ведущий писатель в журнале „Хармонист" Бхактисудхакара занимал несравнимо высокое положение среди своих духовных братьев. Блестяще зная философию и свободно владея сложным английским языком, понимая сердце своего Гурудевы, он был практически альтер-эго киртана Шрилы Сарасвати Тхакура, поэтому Шрила Сарасвати Тхакур иногда публиковал свои собственные статьи под именем „проф. Нишиканта Саньял, М.А.“, а иногда — его статьи под своим именем... Другим важным проектом, порученным ему, было составление академической книги „Шри Кришна-Чайтанья". Шрила Сарасвати Тхакур поручил ему также писать лекции для Шримад Бона Махараджи и отправлять их тому в Англию».

17

Автор дает следующую хронологию: «Изначальные учители, которые стали основным источником четырех сампрадай, являлись в таком порядке:

1) Лакшми, вечная супруга Вишну;

2) Брахма, который возник на лотосе, выросшем из пупа Гарбхо-дакашаи Вишну;

3) Рудра, который возник из второго Пуруши, и

4) четверо Кумаров, сыновей Брахмы, родившиеся из его ума. Хронологический порядок прихода ачарьев в „железный век“ таков:

1) Шри Вишнусвами,

2) Шри Нимбадитья,

3) Шри Рамануджа и

4) Шри Мадхва» (Шри Кришна-Чайтанья, 150).

18

Это термин, обычно используемый Шрилой Прабхупадой. В Гаудия-матхе термин «ачарья-основатель» также был закреплен для обозначения этой группы. Показательный пример: в «Хармонисте» за октябрь 1931 года (29.4: 125) мы находим упоминание «Шрилы Вишнусвами, ачарьи-основателя одной из четырех вайшнавских сампрадай» (в описании «Выставки теистического образования», состоявшейся в том же году в Калькутте). На той же

Навигация:

Страница 32
Страница 31
-- Страница 30 --
Страница 29
Страница 28