Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 19 ------

Равиндра Сварупа дас - Шрила Прабхупада - Ачарья-основатель ИСККОН - Страница 19

составить самому себе пранама-мантру. В результате Прабхупада описал нам самого себя — что он о себе думает и как он хочет, чтобы мы помнили о нем, вознося ему ежедневные молитвы:

намас те сарасвате деве

гаура-вани-прачарине

нирвишеша-шунйавади-

пашчатйа-деша-тарине

Шрила Прабхупада хотел, чтобы его помнили как Сарасвату, то есть в связи с его духовным учителем. Сарасвата — это его отчество, означающее «сын [или ученик, Бхактисиддханты] Сарасвати»61. Прабхупада объясняет (Ч.-ч., Ади, 10.84, комм.): «Будучи членами Движения сознания Кришны, мы принадлежим к семье, или ученической преемственности, Сарасвати Госвами, и потому мы называемся Сарасватами. В связи с этим, выражая почтение духовному учителю, мы называем его сарасвата-дева, то есть членом семьи Сарасвата...». Итак, его имя в данной пранама-мантре — это имя его духовного учителя, преобразованное в имя Шрилы Прабхупады с помощью двух грамматических приемов: замены окончания и превращения первого «а» в «а-a-a» долгое. Таким образом, имя «Сарасвата» подчеркивает глубокую близость между Шрилой Прабхупадой и его учителем и показывает, что достижения сына — осуществленные от имени отца — принадлежат отцу, то есть его родителю и наставнику. В этом случае сын представляет, или репрезентует, отца в буквальном смысле английского слова: «репрезентовать» означает «ре-презентовать» заново презентовать, то есть заново представлять.

Пранама-мантра Шрилы Прабхупады характеризует его как того, кто распространяет (пра-чарина) учение Господа Чайтаньи (гаура-вани) на Западе (пашчатья-деша). Он достиг цели, на которую были направлены все силы Гаудия-матха, сумевшего всего лишь ухватиться за эту цель в Европе в 1933 году. Если бы Гаудия-матху удалось осуществить свой замысел, открыв храм в Лондоне, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур обязательно сам поехал бы на Запад62. В силу обстоятельств его намерениям тогда не довелось осуществиться. Но несмотря на это в свой час у него появился один верный Сарасвата, который исполнил желание его сердца.

Имя Сарасватадева означает, что тот, кто носит его, является продолжением Сарасвати Тхакура, но в другом облике. В этом облике Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру удалось исполнить свое желание. Когда Шрила Прабхупада, его самый верный слуга, понял, что цель достигнута63 и имя ее — Международное общество сознания Кришны, он принял на себя титул «ачарья-основатель». Этот решительный, уверенный шаг Шрилы Прабхупады свидетельствует о том, что он очень хорошо понимал: этот титул знаменует успех Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура в утверждении сознания Кришны как всемирного Движения, — успех, которого он добился через своего Сарасвату.

В пранама-мантре Шрилы Прабхупады признаются два вида достижений: широкое распространение преданного служения Верховному Господу и опровержение нигилизма и имперсо-нализма. Таковы были цели Гаудия-матха, которым руководил Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Такими же были достижения, отличавшие сампрадая-ачаръев.

Удивительно, что Шрила Прабхупада сумел признать собственные достижения и без тени гордости принять соответствующие почести. Очевидно, что в какой-то момент он осознал: несмотря на все препятствия, он сможет выполнить наставление своего духовного учителя. Шрила Прабхупада понял, что он уполномочен. Естественная особенность духовной психологии, характерная для великих преданных и святых, такова, что вместе с ощущением уполномоченности неизбежно возникает глубочайшее смирение, и чем больше полномочий им предоставляется, тем смиреннее они становятся. Подобное сочетание великих достижений с огромным смирением выходит за рамки опыта обычных материалистов. Им такое и не снилось.

Когда в ответ на усилия Шрилы Прабхупады к нему стал приходить ощутимый успех, он преуменьшал свои заслуги, воздавал должное другим, испытывая при этом благодарность.

Во время нескольких памятных событий он раскрыл свое сердце на публичных выступлениях. Например, выступая перед учениками, которые собрались в Лондоне 22 августа 1973 года на празднование его Вьяса-пуджи, Шрила Прабхупада сказал:

Всякий, кто связан с нашим Движением, — не обыкновенное живое существо. На самом деле, он — освобожденная душа. И я очень надеюсь, что мои ученики, которые сейчас участвуют в моем Движении, не оставят его, даже когда я умру. Я очень надеюсь на это... Мой Гуру Махараджа, Его Божественная Милость Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада тоже пытался отправлять своих учеников проповедовать учение Чайтаньи в западном мире... На первой же встрече, как вы, возможно, знаете, он попросил меня проповедовать. В то время я был молодым человеком. Мне было всего двадцать пять лет, и я был семейным человеком. Конечно, я должен был сразу присоединиться к нему и немедленно исполнить его желание, но из-за своей неудачливости я не смог сразу выполнить его приказ. Однако в глубине души я всегда помнил, что должен сделать это. Поэтому — лучше поздно, чем никогда. Я выполнил свой долг в возрасте семидесяти лет, не в двадцать пять. На самом деле, я потерял так много времени, теперь я это понимаю... Наставление пришло, когда мне было двадцать пять, но я начал его выполнять лишь в возрасте семидесяти лет. Однако я не забыл его. В противном случае как я мог бы его исполнить? Это — факт. Я просто искал способ, как это сделать. Так или иначе, хотя я начал очень поздно — в семьдесят лет, с помощью моих учеников это Движение набирает силу и распространяется по всему миру. И поэтому я должен благодарить вас. Все произошло благодаря вам. Это не моя заслуга, это ваша заслуга: вы помогаете мне в исполнении наставления моего

Навигация:

Страница 21
Страница 20
-- Страница 19 --
Страница 18
Страница 17