ПОТРЕБИТЕЛИ МЕРТВЫХ ТОВАРОВ.
Равиндра Сварупа Даса.
Весь мир искренне верит в то, что наслаждение объектами чувств прино-
сит счастье.
Кришна утверждает, что мир заблуждается.
Задумайтесь на минуту над толкотней и суетой миллиардов людей в этом
огромном голодном мире, вынужденных тяжко трудится, строить планы, вклады-
вать в их реализацию всю свою энергию ради наслаждений, доставляемых чув-
ствами, как будто от них зависят их жизни. В городах и селах, на фермах и
фабриках, в оффисах и магазинах, в странах первого, второго и третьего мира
великая вселенская нужда толкает нас все дальше и дальше в погоню за чув-
ственными удовольствиями, а Кришна говорит, что наше "удовольствие" - то,
что мы получаем как награду за наши труды и лишения - просто страдание.
Мое поколение, достигшее совершеннолетия в 60-х, рассматривало себя на-
конец-то свободным от прежних запретов; сексуальная свобода и неограничен-
ное потребление считались естественными атрибутами свободы.
Мы объявили непонятными и непостижимыми запреты и ограничения чувствен-
ных удовольствий в том виде, в каком эти ограничения были завещаны нам тра-
диционной религией и моралью. Эти ограничения мы относили на счет "патриар-
хов", презрительных, желчных, разочарованных стариков с губами, застывшими в
гримасе отвращения, мстящих миру и его молодому поколению сентенциями типа:
"Запрещено!" Уилльям Блейк описал нам этих брюзжащих стариков в следующих
строках:
Запрет святых отцов
Объял в оковы притязанья
Одеты в цепи из шипов
Мои мечты,мои желанья
Сейчас земля переполнена вечноцветущими садами удовольствий, широкие,
громадные по площади торговые центры с фонтанами и зеленью, величественные
прекрасные здания потребления, которым даже Кубла Хан позавидовал бы, где
множество кинотеатров, видеозалов; где перед взором заурядного потребителя
предстают картины, живописующие совокупление звезд.
Но Кришна объявляет бойкот чувственным удовольствиям, так как они при-
носят лишь страдания. Они имеют как начало, так и конец. Он говорит и разум-
ный человек действительно не видит в этом для себя накаких удовольствий.
Представьте себе обыкновенные весы, на одной чаше которых
- самореализация, на другой - чувственное удовлетворение. Когда чаша само-
реализации поднимается, чаша чувственного удовлетворения опускается и наобо-
рот. Все мы сталкивались с современными духовными учителями, предлагающими
вступить на духовный путь и пожать его плоды - самореализацию, озарение, ос-
вобождение - но не ограничивать при этом чувственное удовлетворение. Это об-
манщики. Любой, кто говорит нам, что мы можем успешно следовать по пути са-
мореализации, предаваясь при этом чувственным наслаждениям, вводит вас в
заблуждение. Необходимо найти того, кто был бы правдив в своих обещаниях.
Этот мир систематически обманывается, всюду расставлены ловушки. Буран
недавно загнал меня в однуиз них, но она была заметной - по крайней мере для
моих глаз, с лежащей на ней печатью смерти. Во время праздничной недели,
между Рождеством и Новым Годом я ехал по автостраде I-95 из Балтимора в Фи-
ладельфию. В это время все радиостанции, словно оракулы в зловещие времена,
предсказывали:вот-вот должен разразиться буран. Возвращение сулило худшее,
через 10 лет СПИДом будет инфицировано 20 млн. людей., а Ирак и Соединенные
Штаты приближались к войне.
Взвесив все за и против и решив принять необходимые меры предосторож-
ности перед бураном, я выехал к торговому центру Кристиана Молл, чуть южнее
Виллингтона и припарковался на переполненной стоянке. Центр представлял со-
бой "вавилонское столпотворение". Прямо на входе ревущий, высотой в два эта-
жа фонтан распространял вокруг себя едкое облако хлора. Мне обожгло глаза,
однако праздные покупатели не проявляли каких-либо видимых признаков вредо-
носного действия хлора: спокойно беседовали, чтото ели.
Пробираясь сквозь толпу людей, я вращался в этом водовороте возбужден-
ных, беспокойных умов. Они были словно сумасшедшие. Шум достигал своего апо-
гея у продуктовых прилавков, где местная молодежь, флиртуя и кокетничая,
поглощала до двадцати наименований экспресс-блюд. Повсюду в очередях за про-
дуктами и билетами в кино стояли люди, они болтали и жевали.
Мои нервы вибрировали словно натянутые струны, я быстро направился к
выходу и еще раз прошел мимо хлорного облака. Выйдя из центра и глотнув све-
жего воздуха, я бросился к своей машине. Из шума, царившего в центре, я оку-
нулся в гробовую тишину, насыщенный влагой воздух и низкое пасмурное небо
заглушали все шумы.
Я инстинктивно нагнул голову, когда внезапно увидел гигантскую черную
форму, плывущую над головой на небольшой высоте в просветах перламутровых
облаков. Я обернулся и посмотрел наверх. Два огромных С-130, американских
транспортных самолета, летели на бреющем полете в зловещей тишине. Оба име-
ли тускло-черное покрытие без опознавательных знаков. Бросив взгляд в сторо-
ну автостоянки, я видел центр как на ладони, а за ним невысокий вал, за ко-
торым по всей видимости находилась база ВВС. Самолеты то пропадали, скрывае-
мые валом, то появлялись с грохотом, разрезая узкое пространство между не-
бом и землей, делали крутой вираж и медленно кружили над центром. Затем они
опять исчезали, почти в штопоре падая за вал, то появлялись снова.
В жуткой тишине кружение над центром самолетов напомнило мне стервятни-
ков, которых я видел в Индии, массивных и неуклюжих, хотя и по-своему изящ-
ных в полете. Центр был набит жадными, беззаботными потребителями, в то вре-
мя как у них над головой С- 130 методично отрабатывали фигуры, видимо гото-
вясь к войне. Было ли это предзнаменованием? Будет ли война? В конце концов
я склонился к тому, что это обобщенные признаки каких-то неблагоприятнах со-
бытий.
Потребители с их жадным стремлением к наслаждениям и фатальной любви
казались вне пределов чье-либо досягаемости. К тому