Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 14 ------

Очищение сердец. История реформ в ИСККОН - Страница 14

не хотелось расставаться с частью находившейся в их ведении территории. Одной из важнейших характеристик системы единоличного ачарьи является то, что курируемая им зона в конце концов превращается в некую сплоченную армию его последователей, объединенных преданностью и покорностью одному человеку. Зоны инициирующих гуру были более унифицированы, нежели весь ИСККОН в целом, который, кстати сказать, с течением времени все больше и больше становился раздробленным, постепенно превращаясь в конфедерацию самостоятельных организаций, управлявшихся независимыми друг от друга лидерами. В противовес этому, движение реформ предлагало создать такую систему, при которой ученики различных гуру, даже живя в одном храме, могли сообща трудиться во имя достижения единой цели. Единственной объединяющей всю организацию личностью становился его основатель Шрила Прабхупада — господин всех последующих поколений гуру и учеников. Чтобы достичь этого, необходимо было упразднить принцип «феодальной собственности», а это могло произойти только в том случае, если процедура получения статуса инициирующего гуру станет более простой и число инициирующих гуру начнет расти.

Второе условие заключалось в том, что в каждом храме ИСККОН должны были стоять только две вьясасаны, на одной из которых мог восседать любой из ныне здравствующих инициирующих гуру, тогда как другая принадлежала Шриле Прабхупаде. Это предложение лишало инициирующих гуру привилегии пользоваться личной вьясасаной, а заодно и ликвидировало символ верховной власти зонального ачарьи. Одной из характерных особенностей религии является то, что сами символы и то, что они символизируют, срастаются друг с другом и в конце концов фактически начинают замещать друг друга. Поэтому я решил, что если ликвидировать символ, то в дальнейшем можно будет ликвидировать и систему. Разрушение символа было необходимым (хотя и не вполне достаточным) условием разрушения реально существующего явления. Однако осуществлению этого предложения также начали мешать внутренние разногласия, существовавшие внутри движения реформ: его участники не могли прийти к единому мнению относительно проводимых в честь гуру ритуальных церемоний, так как значительная часть радикально настроенных преданных требовала полностью исключить из них все символы духовной власти гуру. В конечном счете предложение просто убрать из храмов все личные вьясасаны получило одобрение большинства в движении реформ и, хотя вопрос о ритуальном чествовании гуру не был решен окончательно, все по крайней мере сошлись на том, что необходимо упростить церемониал и очистить его от всего лишнего. Все остальное было уже делом времени. В конце концов оба условия были приняты Джи-би-си и на сегодняшний день в ИСККОН насчитывается около пятидесяти инициирующих гуру, действующих под руководством Джи-би-си и являющихся во всех отношениях подотчетными этому органу. Всем новым членам Движения теперь предоставляется полная свобода в выборе духовного учителя и большая часть храмов имеет «смешанный» состав преданных, т.е. в них живут ученики различных гуру. Я думаю, что теперь, наконец, наше Движение стало таким, каким его хотел видеть Шрила Прабхупада. И хотя само по себе это изменение отнюдь не является гарантией чистоты его членов, тем не менее, это одно из условий для достижения этой цели.

Чтобы решиться на такие перемены, ИСККОН потребовалось время. Движение реформ консолидировалось лишь к 1987 году, когда еще четыре гуру были лишены своих полномочий, а в совет Джи-би-си были избраны шестнадцать новых членов, среди которых оказались и лидеры Движения реформ. Однако падение авторитета руководства ИСККОН и скандальный уход из движения шести гуру привели к тому, что у некоторых преданных пошатнулась вера в Шрилу Прабхупаду, хотя в большинстве случаев их сомнения оставались невысказанными. Они не могли поверить, что Шрила Прабхупада действительно предоставил этим одиннадцати все полномочия гуру, и запись этого разговора продолжала подвергаться интерпретациям. Левое крыло реформаторов, или точнее говоря, их теория о несостоятельности института гуру в ИСККОН, претерпела дальнейшую трансформацию: к ней добавились предположения о тайном сговоре и рассказы о скрытых указаниях Шрилы Прабхупады, который, как они утверждали, хотел, чтобы система гуру-ритвиков продолжала действовать и после его ухода, а сам он (вопреки всем принципам вайшнавских писаний) продолжал посмертно инициировать своих учеников. Эти истории имели своей целью бросить тень на Шрилу Прабхупаду, изображая его как выжившего из ума старого человека.

Однако давайте попробуем рассмотреть ситуацию, в которой оказался Шрила Прабхупада в свои последние дни. У нас нет никаких оснований сомневаться в том, что он знал своих учеников лучше, чем они знали самих себя. У него не было никаких иллюзий относительно их духовного уровня. И тем не менее они настаивали на избрании гуру-преемников (ибо что может быть более соблазнительным для амбициозного лидера?). Хамсадута и Киртанананда уже заслужили в свой адрес упрек от Шрилы Прабхупады, так как осмелились при жизни духовного учителя принимать знаки выражения почтения (гуру-пуджу), что является серьезным духовным проступком. Если бы они не получили от него никакого указания, они бы наверняка в очень скором времени устроили в Движении хаос. По вполне понятной причине Шрила Прабхупада не хотел дисквалифицировать никого из своих учеников. Поэтому он назначил их, несмотря на то, что знал об их незрелости. В ответ на вопрос о посвящении в ученики после его ухода Шрила Прабхупада составил список «исполняющих обязанности гуру». Однако никакого назначения

Навигация:

Страница 16
Страница 15
-- Страница 14 --
Страница 13
Страница 12