Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 30 ------

Встреча с Господом Вселенной - Страница 30

быть личностью. Я не считаюсь с тем, что кто-то другой интересен сам по себе, поэтому я не воспринимаю его самобытность. Владельцу фабрики, заинтересованному только в прибыли, нет нужды считать своих рабочих людьми, для него они всего лишь орудие труда, экономический фактор, полезный товар. Мужчины используют женщин как машину для удовлетворения сексуального желания. Но, манипулируя другими, человек утрачивает и собственную индивидуальность, его жизнь теряет смысл.

Стремление удовлетворять низменные желания является причиной обезличивания и утраты человеческого сознания. Все отношения, затронутые этими стремлениями, неполноценны. Люди сознательно лишают себя величайшей радости в жизни — теплых дружеских отношений.

Мы приходим к грустному, но неизбежному выводу, что обезличивания можно избежать, только изжив желание использовать других в своих целях. Это желание пустило глубокие корни, и его искоренение требует основательного преобразования человеческой природы. Возможно, это покажется чересчур радикальной мерой, но это неизбежно. Конституционные поправки, законы и подобные им косметические меры не спасут ситуацию.Священные писания вайшнавизма утверждают, что Бог и все живые существа являются индивидуальностями. Этот подход, представленный Кришной в «Бхагавад-гите», получил дальнейшее развитие в «Шримад-Бхагаватам». Согласно ему не только люди, включая развивающихся в материнской утробе, но и все живые существа являются душами. Душа — бесконечно малое, но вечное духовное существо, отличительным признаком которого является сознание. Душа вселяет жизнь в материальное тело, она является жизненной силой. Если человек руководствуется наставлениями «Бхагавад-гиты», он не эксплуатирует подобных себе в целях чувственного удовлетворения. Благочестивый человек не лишает жизни даже животных. Жестокость . по отношению к братьям нашим меньшим приводит к появлению фабрик смерти для животных и закладывает основу аналогичного отношению к человеку.

Современные ученые и философы считают, что существование души — вымысел. Однако доказать обратное им тоже не удалось. Они не могут объяснить, каким образом из мертвой материи может появиться нечто, обладающее сознанием. Общество, отрицающее существование души, обречено на гибель. Нет необходимости становиться жертвами этой теории.

В соответствии с «Бхагавад-гитой» желание контролировать и наслаждаться неестественно для живого существа. Желание само по себе есть признак жизни, оно естественно, но в своей изначальной форме оно проявляется как неограниченная любовь к Богу, Кришне, Верховной Личности Бога. Попав в материальный мир, мы забываем истинный объект своей любви, и наша потребность любить превращается в вожделение, желание использовать других в собственных эгоистических целях. Но это можно исправить. Практическим методом, обращающим вожделение в любовь, невежество в знание, является бхакти- йога. Эта система йоги занимает наши чувства в служении Кришне, который является подлинным господином чувств. В процессе преданного служения проявляются лучшие качества души. Развитие возвышенного сознания и свободных личностных отношений — цель человеческой жизни.

Будущее человеческого общества не так безоблачно, как кажется на первый взгляд. Распространенность абортов — победа политики невежества. Но несмотря на то, что миллионы детей беспощадно уничтожаются, мы не обречены. Мы можем воспользоваться шансом, который дарует нам бхакти-йога, и обратиться к духовной жизни.

Случается ли плохое

с хорошими людьми?

Около пяти лет назад, когда мы устанавливали алтарь в новом храме, подрядчик из строительной компании, поставляющей мрамор, регулярно приводил к нам своего семилетнего сына. Мальчик был симпатичным, с густой шевелюрой цвета воронова крыла, белой кожей и длинными черными ресницами. Он был послушным и улыбчивым, хотя едва мог ходить. Он был способен сделать самостоятельно всего несколько шагов, опираясь о стену и напрягая туловище винтообразными неуклюжими движениями, выдвинув вперед ногу в несоразмерно большом протезе.

Мальчик родился калекой. Но это не отражалось на его бодром настроении. Его отец, напротив, был сильно подавлен. Этот мужчина сказал мне однажды, сидя на корточках и укладывая жидкий раствор между мраморными плитами: «Когда родился сын, я перестал ходить в церковь. Конечно, я не святой, но не заслужил такого наказания. Но даже если бы заслужил, то он-то в чем виноват?»

Несчастный отец, простой подрядчик, не мог разрешить проблему, долгое время занимавшую умы виднейших религиозных мыслителей. Эта проблема была столь актуальна, что родилась новая религиозная дисциплина, занимающаяся оправданием действий Бога в отношении человека. Этот раздел теологии имеет дело с так называемой проблемой зла. Святой Августин сформулировал ее в форме дилеммы: «Или Бог не в состоянии искоренить мировое зло, или Он не желает делать этого. Если Он не в состоянии, значит, Он не всемогущий. Если не желает, значит, Он не всеблагой». Эта формулировка обнажает глубокий конфликт — оказывается, существование в мире зла совместимо с существованием Бога, всемогущего и всеблагого. Те, кому эта проблема видится неразрешимой, без колебаний

отрицают существование Бога, отнюдь не затрудняя себя решением столь сложной задачи. На каком основании беспомощное существо именуется Богом, и заслуживает ли оно нашего поклонения?

Несмотря на то, что ортодоксальные философы и теологи оставили после себя горы литературы, посвященной проблеме зла, эта проблема еще далека от теоретического осмысления. Рано или поздно с ней сталкивается каждый. Однако, как это ни странно, практически любой несчастный считает, что страдает несправедливо. Крики миллионов, сливаясь, образуют единый отчаянный вопль: «Почему именно я? За что?»

Не так давно Гарольд С. Кушнер, массачусетский раввин, написал книгу «Когда плохое случается с хорошими людьми». Эта книга нашла отклик в сердцах людей. Она

Навигация:

Страница 32
Страница 31
-- Страница 30 --
Страница 29
Страница 28