Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 22 ------

Встреча с Господом Вселенной - Страница 22

их с землей.

Те, кто лишен интеллекта, которым обладают брахманы, кшатрии и вайшьи, являются шудрами. Они выполняют физическую работу. Шудры помогают остальным сословиям и находятся под их управлением.

Польза такого деления очевидна, так как оно основано на природных качествах и одаренности. С самого раннего возраста можно определить склонности ребенка и направить его обучение так, чтобы раскрылись его природные дарования. Это решит проблему призвания и наклонностей человека, над которой бьется сейчас система образования. Каждое сословие может развиваться независимо от других. Каждая варна имеет свои конкретные обязанности, сва-дхарма. Общество не достигнет гармонии, усредняя своих членов и навязывая им общие стандарты. Только благодаря системе варнашрамы, где каждый имеет свое место, человечество будет процветать.

Я слышу громкие возражения против этой реакционной классовой структуры {шудры — ну и ну!), которая приведет к неминуемой эксплуатации. Высшие сословия станут эксплуатировать низшие, будет процветать несправедливость. Решение этой проблемы — санатана-дхарма, «вечный долг и религия». Хотя каждая варна имеет определенную сва-дхарму, в следовании санатана-дхарме все абсолютно равны. Она более важна, чем сва-дхарма, и полностью исключает эксплуатацию.

Варнашрама-дхарма объединяет материальное различие и духовное единство. Система варнашрама-дхармы признает, что люди рождаются с различными способностями. Поэтому существует деление на классы, но эксплуатация, несправедливость,

зависть и конфликты исключены. Основная цель всех членов общества — реализация, самопознание. Поэтому жизнь строится так, чтобы каждый мог расти духовно. Хотя каждый занят определенной деятельностью, согласно своим способностям, основное предназначение жизни — понять, что сущность человека духовна и не имеет ничего общего с временным материальным телом. Санатана-дхарма, дающая человеку возможность осознать свою духовную природу, о которой говорится в «Бхагават-гите», необходима всем представителям общества.

Кроме того, варнашрама-дхарма — это общество, в центре которого стоит Бог. Наша вечная религия заключается в служении безграничному Верховному Существу. Все мы, независимо от сословной принадлежности, слуги Бога. Эксплуатация возникает тогда, когда человек забывает, что он слуга, и пытается занять положение Бога, используя труд других ради собственной выгоды.

Я могу служить кому-то, но если он такой же слуга, как и я, он не станет эксплуатировать меня, а у меня не будет зависти к нему. Признание главенства Бога создаст гармонию в обществе и предотвратит эксплуатацию, зависть и конфликты. Долг каждого — служить Господу, материальные же различия несущественны. Одинаково ценен и тот, кто метет улицы, и тот, кто занимает ответственный правительственный пост.

Конечно, если кто-то, занимая высокое положение, забывает, что в конечном итоге он слуга Бога, и использует свое положение во вред другим, деление на классы превращается в порочную болезнь общества, которая нам всем хорошо знакома. Единственный способ избежать этого — разбить жизнь человека на ашрамы (деление жизни на четыре ступени), которые особенно строго соблюдаются брахманами и кшатриями. Согласно этому делению вначале человек должен пройти особое обучение, строго соблюдая при этом целибат (брахмачарйа), и только затем жениться, заводить семью и вести «мирную» жизнь {•грихастха).

К пятидесяти годам, или около того, период грихастхи Должен закончиться, муж и жена прекращают семейную жизнь и социальную деятельность и ведут лишь духовную жизнь, практикуя отречение (ванапрастха). Так в конце жизни, когда муж и жена становятся готовыми к разлуке, они разлучаются, и остаток своей жизни муж проводит как странствующий монах (iсаннйаси).

Таким образом, благодаря системе ашрама самые влиятельные люди общества являются самыми отреченными. Вся система варнашрама-дхармы в конечном итоге держится на брахманах. Они обучают всех членов общества, и их наставления сильны до тех пор, пока они сами являются высочайшим примером чистоты и отречения. Чистота брахманической культуры является основой варнашрама-дхармы.

Вероятно, эта система напомнила вам, как и мне, когда я впервые услышал о ней, средневековое общество Европы, в котором сознание людей сосредоточено на Боге. Общество состояло из 4 классов: духовенство (брахманы), феодалы {кшатрии), буржуазия {вайшьи), крепостные {шудры). В те времена для вступления царя на престол требовалось разрешение священника, и короновались они епископом. Идеальный царь должен был быть святой личностью. И все-таки такое общество было лишь жалким подобием варнашрама-дхармы. Брахманы никогда не обладали достаточным уровнем чистоты, а когда они утратили и то, что имели, и общество позабыло всякую духовность; таким образом, рухнула вся система, что мы видим в настоящее время. Крушение примитивной средневековой варнашрама-дхармы происходило более пятисот лет, и об этом повествует вся наша современная история Европы. Падение той цивилизации началось с падения брахманов. Когда брахманами овладевают мирские желания, они теряют свой моральный облик и духовный авторитет (а именно в этом кроется их сила), и тогда кшатрии начинают относиться к ним как к мирским правителям, стоящим на одном уровне с ними. Превосходство брахманов становится неоправданным, и поэтому кшатрии более не считаются с ними, и подтверждение этому — социальная революция в Европе, представленная протестантской Реформацией; без руководства и наставлений брахманов кшатрии быстро теряют самоконтроль и превращаются в тиранов. Их полновластие больше не контролируется духовным миром. Поэтому вайшьи восстают против гнета разлагающегося бесполезного дворянства, о чем свидетельствовала французская революция. Наступает пора расцвета и предприимчивых вайшьев; накапливая капитал, создавая индустрию и занимаясь коммерцией, они, гонимые жаждой наживы, беспощадно эксплуатируют шудр, которые также ответили на это

Навигация:

Страница 24
Страница 23
-- Страница 22 --
Страница 21
Страница 20