Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 1 ------

Боги, облеченные в плоть. Боги, воплощенные в камне - Страница 1

Боги, облеченные в плоть. Боги воплощенные в камне.

Преданный и Божество, или теология персонализма в действии.

Вилльям Г. Дэдвайлер (Равинда-сварупа дас)

В июле 1973 года, на первой полосе лондонской "Гардиан" была помещена фотография деревянной колесницы, напоминающей те, на которых во время ежегодного шествия, испокон веков проводимого в Джаганнатха Пури (штат Орисса), везут божественные изваяния Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры. Но на этот раз высокий, покрытый тканью купол колесницы выступал на фоне хорошо знакомого лондонского пейзажа. Заголовок гласил: "Ратхаятра ИССКОН соперничает с колонной Нельсона на Трафальгарской площади."

Эта фотография, на мой взгляд, довольно точно символизирует процесс исторической метаморфозы, свидетелями которой мы подчас бываем, когда оковы колониального режима со временем становятся своего рода проводником, по которому культура порабощенного народа вторгается в культуру колонизаторов. В свое время поездка на фестиваль колесниц в далекую, зкзотическую Ориссу считалась чуть ли не обязанностью каждого христианского путешественника. Их ледянящие кровь описания были призваны пробудить в набожном читателе чувство возмущенного негодования в отношении действа, которое расценивалось как "живой пример идолопоклонства во всей его варварской помпезности". Кому в ту пору могло прийти в голову, что тот же самый фестиваль спустя некоторое время будет пересажен в самое сердце бывшей империи?

В наши дни преданные Джаганнатхи с запада ежегодно проводят фестиваль Ратха-ятры в крупнейших городах Европы и Америки, наглядно демонстрируя тот факт, что поклонение изваянию Бога с успехом привилось в странах запада. Каким же чудом этот процесс, прежде казавшийся народам запада, воспитанным в духе иудео-христианской традиции, столь чуждым и отталкивающим, стал настолько привлекательным и близким их сердцу, что многие приняли его всей душой?

Не стану скрывать, я был одним из них. Я вступил в Международное общество сознания Кришны в 1971 году будучи еще студентом факультета религиоведения Темплского университета. Годом позже, когда я стал президентом филадельфийского храма общества, мне представилась возможность провести установку Божеств Джаганнатхи и организовать проведение первого фестиваля Ратха-ятры на восточном побережье Соединенных Штатов. Такова, вкратце, исповедь американского "язычника".

Международное общество сознания Кришны (сокр. ИСККОН), известное также как движение "Харе Кришна", представляет собой современное продолжение духовной традиции Гаудиявайшнавизма, и именно ачарья-основатель ИСККОН Его Божественная Милость А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада ввел и прочно укрепил в странах запада процесс поклонения Божествам. Запад повидал многих змиссаров традиций Индуизма, приезжавших туда и до и после Шрилы Прабхупады. Их проповедь состояла преимущественно из теоретизирования на духовные темы в рамках монистической философии адвайта-веданты. Они делали упор на йогических упражнених и медитации, не уделяя особого внимания ритуалу как таковому, либо же вовсе отрицая его, и полностью перенимали западный образ жизни. Однако Прабхупада. в своем стремлении пересадить традиции бхакти на новую почву, выбрал качественно иной подход, и вскоре ИСККОН на удивление всем расцвел во всем своем диковинном великолепии: этакий уголок средневековой Индии прямо посреди современной Америки. Люди, впервые посещавшие храм или сталкивающиеся на улице с процессией ратхаятры, погружались в совершенно иной мир, в ошеломляющий калейдоскоп ощущений: воздух наполняли голоса поющих, барабанные ритмы, звон ручных тарелочек и колокольчиков, в то время как преданные в развевающихся одеждах танцевали перед сияющими богатым убранством Божествами, которых украшали драгоценности и гирлянды, и все вокруг было папоено густым ароматом благовоний и цветов. Для жителя запада вполне естественно задаться вопросом, почему преданные придают такое большое значение внешней стороне, что общего с духовным имеет этот поток внешних ощущений? Зачем человеку, воспитанному одной культурой, принимать внешние атрибуты другой? Что толкает их на это?

Причина того, почему Шриле Прабхупаде удалось сделать то, чего не смог сделать ни один индийский проповедник на западе, кроется в уникальной природе бхакти. Шрила Прабхупада принес с собой и дал людям не просто некую философскую систему или отдельные аспекты традиции, но целую духовную культуру, доступную для каждого и охватывающюю все стороны жизни. Бхакти, каким он принес его на запад,было призвано полностью, без остатка одухотворить жизнь человека. И именно с этой целью в ИСККОН был учережден процесс арчаны -одной из наиболее важных состовляющих бхакти.

Истоки уникальной духовной традиции Гаудия-вайшнавизма связаны с именем Шри Чаитаньи Махапрабху(1486-1534), родившемся в Бенгалии. Хотя сам Чаитанья оставил после себя лишь несколько стихов, его близкие последователи по его указанию составили обширные произведения, в которых подробно изложили его учение. Во главе их стояли братья Санатана Госвами и Рупа Госвами, которые прежде занимали министерские посты в правительстве Наваба Хуссейна Шаха. К Рупе и Санатане впоследствие присоединились еще четверо санньси, последователей Чаитаньи: Джива, Гопала Батта, Рагхунатха Даса и Рагхунатха Батта. Труды этих шести госвами Вриндавана, вместе с биографией Чаитаньи, написанной на бенгальском языке их учеником Кавираждей Госвами, являются канонизированными текстами в Гаудия-вайшнавизме. Важные труды по теологии были написаны также Вишванатхой Чакраварти и Баладевой Видьябхушаной, жившими в 18 веке. Перу последнего принадлежит "Говиндабхашья", общепризнанный гаудия-вайшнавский комментарийй к "Веданта-сутре".

Уже в 19 веке Бхактивинода Тхакур(1838-1914) вынашивает планы проповеди учения Гаудиявайшнавизма в странах запада. Он получил западное образование и стал первым из ачарьев писавшим на английском языке. Бхактивинода Тхакур видел в учении гаудия-вайшнавов потенциальные возможности для глобального

Навигация:

Страница 3
Страница 2
-- Страница 1 --
Страница 51
Страница 50