она описывала
этот эпизод своим подругам: «Кришна говорил со Своим отцом
так вежливо и учтиво, что казалось Он вливает нектар в уши
присутствовавших. Кто сможет устоять перед Ним, услышав Его
сладкие речи?»
Уддхава также описывает речь Кришны: «Слова Кришны обладают
такой притягательной силой, что способны мгновенно
изменить сердце даже недруга. Его слова могут немедленно разрешить
все вопросы и проблемы этого мира. Он немногословен,
но каждое слово, слетающее с Его уст, исполнено глубочайшего
смысла. Воистину, речи Кришны доставляют мне бесконечное
блаженство».
11. Высокообразованный и знающий {супандита)
Кришна — резервуар всего знания. В «Бхагавад-гите» Кришна
говорит: «Я нахожусь в сердце каждого, от Меня исходят память,
знание и забвение. Цель всех Вед — познать Меня. В действительности,
Я — составитель «Веданты», и Я — знаток Вед».
12. Очень разумный (буддхиман)
В «Бхагавад-гите» Кришна утверждает: «Я — разум разумных».
Кришна — изначальный источник разума. Тому, кто с любовью
поклоняется Кришне, Кришна дарует разум, с помощью которого
человек приходит к Нему и навечно избавляется от страданий
материального существования. Сам же Кришна обладает абсолютным
разумом, который поражает своей изобретательностью
и гениальностью.
13. Гениальный и сообразительный (пратибхавита)
Гениальность и сообразительность Кришны заключается в том,
что Он может опровергнуть в споре любые возражения, находя
все новые и новые доводы. В «Падйавали» приведена следующая
беседа между Радхой и Кришной. Однажды утром, когда Кришна
пришел к Радхарани, Она спросила: «Дорогой Кешава, где сейчас
Твоя васа?» Санскритское слово «васа» имеет три значения: «место
жительства», «аромат» и «одежда».
178
Качества Шри Кришны
Задавая этот вопрос Кришне, Радхарани имела в виду: «Где
Твоя одежда?» Но Кришна воспользовался значением «место жительства
» и ответил: «О красавица, сейчас Я живу в Твоих прекрасных
глазах».
На это Радхарани ответила: «О лукавый юноша, Я не спрашивала
Тебя, где Ты живешь. Я говорю о Твоей одежде».
Тогда, имея в виду значение «аромат», Кришна ответил: «О счастливейшая
из женщин, Я только что принял этот аромат, чтобы соединиться
с Твоим телом».
Шри Радха опять обратилась к Кришне: «Где Ты провел эту
ночь?» В данном случае было использовано санскритское слово йаминйамушитах.
Йаминйамозначает «ночью», аушитах— «проводить
время». Однако Кришна разделил слово йаминйсшушитах на
два — йаминйа и мушитах, в результате получилось — что ночь,
истины, похитила Его. Кришна ответил: «Дорогая Радхарани, разве
может ночь похитить Меня?» Так Он отвечал на все вопросы
Радхарани, и лукавые ответы Кришны веселили самую дорогую
из Его возлюбленных.
14. Артистичный (видагдха)
Артистичным называют того, кто говорит и одевается с изяществом
и элегантностью. Эта качество также в совершенстве проявлено в
Кришне. Однажды Радхарани сказала Своей сакхи: «Дорогая подруга,
только посмотри, как замечательно Кришна сочиняет стихи и
песни, как Он искусно танцует, шутит и играет на флейте, украшая
Себя гирляндами и изысканными драгоценностями!»
15. Ловкий {натура)
Ловким называют того, кто может одновременно заниматься
разными делами. Кришна способен одновременно совершать
разнообразную деятельность. В связи с этим одна гопи сказала:
«Дорогие подруги, только посмотрите, как одарен Кришна! Он
сочиняет песни о мальчиках-пастушках и доставляет удовольствие
коровам. Движением Своих глаз Он заигрывает с гопи и в
то же время сражается с демонами, такими как Ариштасура. Так
Он по-разному ведет Себя с разными живыми существами и получает
от этого огромное удовольствие».
179
Шри Кришна-махима-расарнавам
16. Искусный (дакша)
Шри Кришна так искусен, что без усилий может выйти из любого
трудного положения. Во время танца-раш, чтобы исполнить
желание Своих возлюбленных гопи Кришна в одно мгновение
распространил Себя во множество форм и составил пару каждой
из гопи. Посредством непостижимой энергии Кришны каждая
гопи считала, что Он танцует только с ней одной.
17. Благодарный {критаджнйа)
Господь сказал: «Когда Я был вдалеке от Драупади, она с преданностью
обратилась ко Мне: «Хе Говинда!» Ее зов сделал Меня ее
должником, и это чувство не уходит из Моего сердца». Эти слова
доказывают, что Кришна чувствует благодарность даже к тому,
кто просто взывает к Нему: «Хе Кришна! Хе Говинда!»
Шрила Санатана Госвами говорит в своей «Дигдхаршанаитике
», что когда живое существо, ушедшее от Господа, с плачем
взывает: «О Говинда», Господь так привлекается этим зовом, что
чувствует большую признательность к взывающему.
Однажды к дому Махараджи Нанды подошла торговка фруктами,
восклицая: «Покупайте фрукты, покупайте фрукты!» Малыш
Кришна тут же взял в горсть несколько зерен и пошел обменивать
их на фрукты. В то время торговля была меновой, и
Кришна не раз видел, как Его родители выменивали фрукты и
другие вещи на зерно. Он поступил также, набрав в ладошку немного
зерна, которое постоянно просыпалось на землю, и предложил
его торговке. Женщина была так очарована красотой Господа
и Его детской нерасторопностью, что не задумываясь дала
Ему столько фруктов, сколько Он мог унести. Когда торговка решила
отправиться дальше, к своему удивлению она обнаружила,
что корзина ее вместо фруктов наполнена драгоценностями. Таким
образом Кришна проявил Свою благодарность. Он никогда
не забывает оказанного Ему служения и вознаграждает любого,
кто предложит Ему с любовью даже что-то незначительное.
18. Непреклонный (судридха-врата)