к этому стиху Шрила Прабхупада добав-
ляет: «Профессиональные чтецы „Шримад-Бхагаватам“
большие мастера по части того, как добыть деньги, чтобы
утолить голод, но неспособны погасить пламя материаль-
ного существования». Заработать себе на жизнь—вот все,
330
Шри Чайтанья-чаритамрита
на что способен платный чтец «Шримад-Бхагаватам».
Да, он читает «Шримад-Бхагаватам» людям, но с какой
целью? Ради денег и славы. Получить выгоду для него
важней, чем прославить Верховного Господа. Но тот, чьи
побуждения нечисты, не способен дать сознание Кришны
другим. Он не может погасить пламя материального су-
ществования, пылающее в сердцах обусловленных живых
существ. Единственное пламя, которое он в состоянии
погасить—это огонь пищеварения, потому что ему нужны
только деньги да пища, чтобы набить желудок. Поэтому,
хотя он и говорит о Кришне, пользы от этого не будет ни-
кому. Шрила Прабхупада так и написал в своем коммен-
тарии, который мы только что прочли: «Если преданный
сам ведет себя должным образом, он сможет привлечь к
сознанию Кришны других людей. Иначе его проповедь
не принесет плодов».
Платные чтецы не ставят своей целью развить в себе
желание служить Кришне. Поэтому в «Чайтанья-чарита-
мрите» говорится о том, что только когда живое существо
слушает о Кришне из правильного источника, дремлющая
в его сердце любовь к Кришне пробуждается, а сердце
начинает очищаться. «Мы хотим воспитывать чистых
преданных, чтобы другие люди могли получить пользу,
общаясь с ними»—говорит Шрила Прабхупада.
В «Чайтанья-Бхагавате» Вриндаван дас Тхакур го-
ворит: «Если человек слушает о Кришне, он безусловно
увидит Его лицом к лицу». Может возникнуть вопрос о
том, когда это произойдет. «Я слушаю, так почему же
я не вижу Кришну?—спросит кто-нибудь.—Может это
был просто ловкий рекламный трюк? Значит этот метод
не срабатывает. Верните мне назад мои деньги!» Вринда-
ван дас Тхакур имел в виду, что, когда человек слушает
331
Шри Чайтанья-чаритамрита
о Кришне, его сердце постепенно очищается, и в конце
концов он безусловно увидит Кришну лицом к лицу.
Появись Кришна прямо перед нами, мы бы заметили Его
сразу, но изменения, происходящие в сердце не столь явно
видимы, они не бросаются в глаза. И, тем не менее, они
есть—сердце очищается, пусть незаметно. И чем чище
становится сердце, тем яснее мы можем воспринимать
Кришну. Этим привлекательно преданное служение.
Благодаря общению с преданными человек избавляется
от материальных привязанностей.
Шрила Прабхупада говорит: «Показное служение
Господу не приносит человеку блага». Возможностей
превратить служение в представление предостаточно.
Приведу пример. Порой руководство храма решает, что
те преданные, которые не посещают «Шримад-Бхагава-
там», должны уйти из храма и жить дома. В свою очередь,
преданный, который удобно устроился при храме и кото-
рому не приходится излишне себя утруждать служением,
не имеет ни малейшего желания уходить из храма, жить
с родителями, ходить на работу и зарабатывать себе на
жизнь. Он не перегружен обязанностями и всем дово-
лен—доволен настолько, что ему хочется жить в храме и
дальше. «Что ж, ничего не поделаешь. Придется ходить
на „Бхагаватам“,—смиряется он.—Ходить-то я буду,
однако слушать не собираюсь»,—И он приходит на лек-
цию по «Шримад-Бхагаватам» с какими-то книжками по
археологии. Такие представления «на зрителя» в предан-
ном служении пользы не приносят. (Речь идет, конечно,
не о тех случаях, когда помощники пуджари делают на
лекции фитильки для светильников. Это не мешает им
слушать.). Что толку сидеть на «Шримад-Бхагаватам»,
но изучать при этом книжку по археологии или рассчи-
332
Шри Чайтанья-чаритамрита
тывать баланс доходов и расходов? Это один из примеров
служения «на зрителя». Если преданный так себя ведет,
он не сможет очиститься—в его сердце ровным счетом
ничего не происходит. Да, Шрила Прабхупада говорил
о том, что очищается даже тот, кто услышит о Кришне
хотя бы раз, это так, но о притворстве в любом случае не
может быть и речи.
Недавно в одном храме руководители храма стали
часто пропускать утренние программы. Это привело к
тому, что преданные стали возмущаться и бунтовать.
В таких случаях, под давлением обстоятельств, человек
тоже бывает склонен выполнять служение «для зрителя»:
«Придется мне ходить на утренние программы, иначе
преданные перестанут меня уважать и я не смогу ими
управлять». Посещение утренних программ не должно
превращаться в представление, они предназначены не для
этого. Шрила Прабхупада рассчитывал, что преданные
будут посещать храмовые программы и разовьют в себе
333
Антья-лила
Шри Чайтанья-чаритамрита
вкус к духовной жизни, что однажды они придут к выводу:
«А ведь правда, лекции по «Шримад-Бхагаватам» стоят
того, чтобы их слушать!» Именно так следует относиться
к храмовым программам. Вместо этого преданные часто
думают так: «Мне от этих лекций нет никакой пользы. С
какой стати мне туда ходить? Что мне это даст?»
Шрила Прабхупада говорит о том, что люди полу-
чают огромное благо, когда слушают чистого преданно-
го. Могут спросить: «А кого мы, собственно, называем
чистым преданным?» Прабхупада объясняет, что такой
преданный следует правилам и предписаниям не ради са-
мих правил и предписаний. «В нашем Движении сознания
Кришны люди становятся чистыми преданными, следуют
регулирующим принципам, отказываются от незаконных
сексуальных отношений, мяса, азартных игр и одурмани-
вающих веществ. Они повторяют на четках Харе Кришна
мантру,—заметьте, Шрила Прабхупада говорит о четках,
а не о счетчике-шагомере,—просыпаются рано утром, сле-
дуют процессу преданного служения, посещают мангала-
арати, читают „Шримад-Бхагаватам“ и „Бхагавад-гиту“,
и так очищаются от материальной скверны».
Лекции по «Шримад-Бхагаватам» предназначены для
того, чтобы человек слушал о Кришне, а не для полити-
ческих дискуссий и не для обсуждения социологических
проблем. Чистые преданные не говорят ни о политике,
ни о жизни общества. Посторонним темам не место на
лекциях по «Шримад-Бхагаватам». Если человек прихо-
дит послушать о Кришне, а вместо этого ему приходится
выслушивать рассуждения о политике, само собой, ему
захочется встать и уйти. Нужно следовать принципам,
установленным предыдущими ачарьями. Когда Деванан-
336
Шри Чайтанья-чаритамрита
да Пандит спросил у Господа Чайтаньи, как правильно
давать лекции по «Шримад-Бхагаватам», тот ответил:
«Прославляй