Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 67 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 67

называют гьяна-шунья,

что означает «лишенный знания». Апракрита—самый

высокий уровень знания, величайший из всех возможных.

316

Шри Чайтанья-чаритамрита

Преданный Господа, который находится на этом уровне,

относится к Кришне как к другу, сыну или возлюбленно-

му, а Его величие он просто не принимает в расчет. Такой

преданный не осознает величие Господа, для него важны

только их отношения. Они служат Господу на спонтанном

уровне, и Господь очень рад их служению. В «Шримад-

Бхагаватам» (10.9.21) сказано:

найам сукхапо бхагаван

дехинам гопика-сутах

джнанинам чатма-бхутанам

йатха бхактиматам иха

«Верховная Личность Бога, Кришна, сын матери Яшоды,

доступен преданным, которые посвятили себя спонтан-

ному любовному служению Ему, но Его не достичь так

легко при помощи сухих умозрительных рассуждений, а

также тем, кто добивается самосознания, идя путем суро-

вых аскез, или тем, кто считает себя неотличным от тела».

Спонтанное преданное служение Господу—наивысший

уровень преданного служения, именно так служат Господу

в духовном мире. Чтобы достичь уровня бескорыстной

преданности, человек должен вручить себя Господу в

соответствии с шестью принципами шаранагати.

Шрила Прабхупада говорил, что преданный всегда

скромный и послушный, никогда не гордится своим по-

ложением и не считает себя выше других. В его представ-

лении он—слуга Верховного Господа и, соответственно,

всех живых существ. Меня всегда поражала скромность

Шрилы Прабхупады. Однажды, когда он давал лекцию в

одном университете и рассказывал о том, на какие классы

* (???.) ????? ? ??????? ????.

317

Шри Чайтанья-чаритамрита

делится общество, одному слушателю показалось, что

Шрила Прабхупада говорит о брахманах, чтобы под-

черкнуть свое превосходство. Этот человек с вызовом

спросил у него: «Стало быть, раз вы брахман, вы выше

других людей?» «Нет,—ответил Шрила Прабхупада.—Не

об этом шла речь. Я вовсе не считаю себя брахманом». «Но

говорите вы так, как если бы принадлежали к людям пер-

вого класса»—возразил ему слушатель. «Я принадлежу к

людям пятого класса,—сказал Шрила Прабхупада,—по-

тому что я служу представителям остальных четырех

классов». Шрила Прабхупада, и правда, так думал, его

скромность была не напускной. Он считал себя слугой всех

живых существ, и это и есть подлинное смирение—видеть

в себе слугу, а не господина. Он служил людям, давая свои

наставления, порой отчитывая за какую-нибудь провин-

ность своих учеников, порой даруя просветление. Он был

очень скромным, несмотря на то, что занимал высокое

положение и обладал обширными познаниями. Он был

всецело предан Господу. Шрила Прабхупада вручил себя

Господу и всегда повиновался наставлениям высших ав-

торитетов. В нем не было гордости.

Мы можем видеть, как скромно оценивали себя такие

великие вайшнавы, как Бхактивинода Тхакур, считая себя

ничтожными падшими существами. Что же тогда можно

сказать о том положении, которое занимаем мы! Если че-

ловек избавляется от гордости, развивает в себе смирение

и скромность, старается полагаться на Господа и вручает

себя Ему, тогда Господь внимает его молитвам, выполняет

все его желания и дарует ему величайшее благословение,

которое живое существо может получить—преданное

служение.

318

Шри Чайтанья-чаритамрита

Вопрос: Хорошие качества проявляются в нас сами собой

благодаря воспеванию святых имен и практике сознания

Кришны, или мы должны прилагать сознательные усилия,

чтобы их развивать?

Ответ: Для того, чтобы развить в себе хорошие качества,

нужно вручить себя Господу. Шрила Прабхупада часто

цитировал стих из «Шримад-Бхагаватам» (5.8.12)

йасйасти бхактир бхагаватй акинчана

сарваир гунаис татра самасате сурах

«Все качества полубогов, такие как знания, религиоз-

ность и отречение, сами собой проявляются в том, кто

занимается чистым преданным служением Господу». Если

служение чистое, без примесей кармы, гьяны и йоги, эти

качества проявляются сами собой. Но до тех пор, пока

преданный не поднялся до этого уровня, ему приходится

развивать эти качества в себе сознательно». Это и есть то,

что мы называем «практиковать преданное служение».

Преданный не должен ждать, сложа руки, пока знания, ре-

лигиозность, отречение, смирение, терпимость, простота,

скромность и другие качества появятся у него вдруг, ни с

того, ни с сего. Путь преданного служения—это практи-

ка. Если в преданном пока еще есть гордость, если он не

может назвать себя доброжелателем всех живых существ,

он должден взращивать в себе хорошие качества, повто-

ряя святые имена Господа,—так он постепенно разовьет

в себе сознание Кришны. Кришна говорит в «Бхагавад-

гите» (12.9):

319

Шри Чайтанья-чаритамрита

атха читтам самадхатум

на шакноши майи стхирам

абхйаса-йогена тато

мам иччхаптум дхананджайа

«Если ты не можешь сосредоточить свой ум на Мне

всецело, следуй правилам и предписаниям бхакти-йоги.

Так ты разовьешь в себе желание достичь Меня». Смире-

ние, терпение, отречение и другие качества преданному

необходимы, и он должен об этом знать. Возможно, не

сразу эти качества проявляются в полной мере, но если

преданный старается развить их в себе, Кришна ему по-

могает. Когда на долю преданного выпадают несчастья,

он терпит, даже если порой это трудно. Иногда он не в

силах терпеть. Терпеливо сносить все удары судьбы спо-

собен только тот, кто равно относится и к радостям, и к

горестям, кто доверил свою судьбу Кришне и полностью

на Него полагается. Только он и никто другой.

Пандавы часто попадали в ситуации, когда сдер-

жаться было трудно, но они всегда поступали так, как

советовал Юдхиштхира Махарадж, потому что он был

воплощенное благочестие. Благодаря этому им удава-

лось пройти через все невзгоды, которые выпали на их

долю—изгнание, покушения на жизнь—они терпеливо

сносили все. В конечном счете, терпеть приходилось боль-

ше всего Юдхиштхире Махараджу, потому что он был

царем дхармы (религиозных принципов)—дхармараджем.

Одно из его самых выдающихся качеств была способность

прощать. Он был готов простить даже Кауравов. Перед

самым началом войны он предпринял попытку примире-

ния, обратившись к Дурьйодхане с просьбой оставить им

хотя бы пять деревень, на что тот ответил решительным

320

Шри Чайтанья-чаритамрита

отказом: «Ни пяди! Ты не получишь даже столько, чтобы

можно было воткнуть булавку!»

Вопрос: Должен ли преданный быть дипломатичным?

Ответ: Если преданный брахман, он не должен быть дип-

ломатичным.

Вопрос: Но ведь Пандавы были

Навигация:

Страница 69
Страница 68
-- Страница 67 --
Страница 66
Страница 65