Чайтанья-чаритамрита
меня написать эту книгу! Я обязан был написать, чтобы
порадовать его, а также и других вайшнавов. Я бессо-
вестный и ни на что не годный, но я взялся за этот труд,
потому что такие возвышенные вайшнавы просили меня
об этом». Так Кришнадас Кавирадж открывает свое сер-
дце. Такие прекрасные отношения!
Мы должны страстно желать получить возможность
сделать что-нибудь для преданных, с которыми мы об-
щаемся, стараться им служить и держать двери наших
сердец всегда открытыми. Мы можем учиться на мно-
гочисленных примерах, за которыми далеко ходить не
надо—«Чайтанья-чаритамрита» изобилует прекрасной
вайшнава-сангой.
Вопрос: Что значит держать сердце открытым?
Ответ: Если мы не ищем в людях недостатков, наше сер-
дце будет открытым—открытым для того, чтобы видеть
хорошие качества, чтобы служить людям. Это также зна-
чит, что мы должны выражать любовь. Об этом говорит в
«Упадешамрите» Шрила Рупа Госвами: нужно предлагать
дары и открывать свой ум, рассказывая о сокровенном.
Так проявляется любовь. Сердце должно быть открытым
для отношений любви. Не стоит ожидать чего-то взамен,
потому что это не любовь, а торговля. Любовь это когда
сердце открыто для служения. «Как мне служить им?»—
так проявляется любовь. Если это чувство искренно, оно
будет взаимным. Взаимность возникает естественно, а
не по требованию. Человек отвечает взаимностью, по-
тому что он этого хочет, его никто не принуждает. Так
и с Кришной. Для Него естественно любить Своих пре-
данных, Он хочет их любить. Кришна страстно желает
47
Шри Чайтанья-чаритамрита
им служить, прославлять их. Это так понятно, ведь они
любят Его, и Ему хочется ответить им взаимностью. Это
естественно. Но если мы думаем, что нам должны ответить
взаимностью, отношения не будут естественными.
???-????, 8.72-73
????, 10 ??? 2000 ????
Текст 72
море аджна карила сабе каруна карийа
тан-сабара боле ликхи нирладжджа ха-ийа
Преданные милостиво повелели мне описать последние
развлечения Шри Чайтаньи Махапрабху. Исключительно
повинуясь их приказу, я, хотя с моей стороны это бессовес-
тная дерзость, стал писать «Чайтанья-чаритамриту».
Комментарий Шрилы Прабхупады: Описывать транс-
цендентные игры Верховной Личности Бога—труд неза-
урядный. Если человека не уполномочил на это высший
авторитет или возвышенный преданный, он не может
создавать трансцендентную литературу, потому что
произведения такого рода должны быть безукоризнен-
ными. В них не должно быть ошибок, присущих мирской
литературе: иллюзий, обмана или огрехов, вызванных
несовершенством материальных чувств.
Слова как Самого Кришны, так и представителей
ученической последовательности, авторитетны. Быть
уполномоченным писать трансцендентную литерату-
ру—это привилегия, которой можно гордиться. Но Криш-
надас Кавирадж Госвами был смиренным вайшнавом, и
его очень смущало, что ему выпала честь рассказывать о
развлечениях Господа Чайтаньи Махапрабху.
48
Шри Чайтанья-чаритамрита
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Шрила Праб-
хупада предупреждает, что невозможно писать трансцен-
дентные произведения, если вас не уполномочил на то
высший авторитет, потому что такая литература должна
быть безукоризненна. Обусловленным душам свойственно
ошибаться, и если человек начинает толковать писания,
пускаться в вольные рассуждения, в особенности, об играх
Господа, это порождает беспорядок. Прабхупада часто
цитировал стих из «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.101):
шрути-смрити-пуранади-
панчаратра-видхим вина
«Преданное служение, которое совершают не в соответс-
твии со шрути, смрити и Пуранами, становится в обще-
стве источником беспокойства». Шрути исходят из уст
Господа, смрити—из уст вайшнавов, которых Господь
уполномочил рассказывать о Его играх. Смрити так же
хороши, как и шрути. Если предположить обратное, со-
здается противоречие. Но для того, чтобы смрити были
не хуже шрути, вайшнав, который пишет трансценден-
тную литературу, должен получить на это полномочия.
Кришнадас Кавирадж Госвами говорит: «Книги, которые
написал Вриндаван дас Тхакур, так же хороши, как если
бы их автором был Господь Чайтанья». Смрити не хуже
шрути, потому что Господь Сам говорит устами вайшна-
ва, которого Он уполномочил писать трансцендентную
литературу. О песнях Нароттамы даса Тхакура, например,
Вишванатха Чакраварти Тхакур говорил, что это шастры.
Господь проявляет Себя в творениях таких вайшнавов.
Если же человек описывает игры Господа по собственной
прихоти, его произведение, как говорит Шрила Прабху-
49
Шри Чайтанья-чаритамрита
пада, только вводит людей в заблуждение. Бывают также
случаи так называемой раса-бхасы, смешения вкусов, в
особенности, когда описывают развлечения Господа.
Но вайшнавы, которых Господь уполномочил создавать
трансцендентные произведения, хорошо разбираются в
видах раса-бхасы и умеют рассказывать об играх Господа
очень последовательно.
В «Чайтанья-чаритамрите» рассказывается о брах-
мане из Бенгалии, который очень хотел написать стихи,
прославляющие Господа Гаурангу (речь идет не о Валлаб-
хе Бхатте, а о другом брахмане). Он написал несколько
стихов о Господе Чайтанье и отправился в Джаганнатха
Пури, чтобы прочесть Ему их. Этот брахман был знаком
с Бхагаваном Ачарьей, одним из спутников Господа, и,
придя в Пури, сразу отправился к нему просить, чтобы
тот устроил ему встречу с Господом. Бхагаван Ачарья
послушал стихи этого брахмана, и они ему очень пон-
равились. Он был так тронут, что решил представить
брахмана другим вайшнавам, которые тоже пришли в
восторг от его поэзии.
У Господа Чайтаньи был очень строгий, раз и на-
всегда заведенный, порядок: все стихи и поэмы, прежде
чем попасть к Нему, передавали сначала на рассмотрение
Сварупе Дамодаре, который хорошо разбирался в настро-
ениях преданного служения, и, если в произведении были
какие бы то ни было противоречия и несогласованность,
Сварупа Дамодара непременно их замечал. Господь Чай-
танья не любил слушать сочинения, содержащие подоб-
ные недочеты, и все это знали. Поэтому Бхагаван Ачарья
попросил Сварупу Дамодару послушать стихи брахмана
и представить их Господу.
Сварупа Дамодара сразу предупредил Бхагавана
50
Шри Чайтанья-чаритамрита
Ачарью, что, если в стихах есть хотя бы тень раса-бхасы,
Господу они не понравятся. Только полностью вручив
себя Верховному Господу можно писать стихи, прослав-
ляющие Его. «Стихи этого брахмана именно такие,—уве-
рял его Бхагаван Ачарья.—Ты просто дай добро, а он
прочтет их Господу. На это Сварупа Дамодара ответил:
«Ты простой, наивный мальчик-пастушок—какие бы
тебе стихи ни читали, ты будешь с радостью их слушать».
Но Бхагаван Ачарья настаивал, и, наконец, Сварупа
Дамодара сдался.