как
своеобразно Он доказал Свою точку зрения, а потом тем, как
Он Сам же ее и опроверг, не отваживались сказать ни слова.
«Ну что ж, замечательно. А теперь Я приведу новое суждение и
опровергну оба предыдущих»,—продолжал Господь.
62. Шри Гаурачандра высказал новое суждение, которое было
столь же великолепно и поэтично, как и два предшествующих.
63-64. Это произвело на студентов неизгладимое впечатление.
Они искренне обняли Нимая и предложили: «Сейчас разойдемся
по домам, а завтра встретимся снова. Мы приготовим для Тебя
новые вопросы».
65. Они ушли, а Господь Вайкунтхи, играющий роль при-
лежного ученика, остался искупаться в Ганге и порезвиться с
друзьями.
66. Познания Нимая были столь глубоки и основательны, что
прочие студенты Навадвипы по сравнению с Ним выглядели, как
ученики Брихаспати рядом со своим прославленным учителем.
67. Нимай с друзьями резвился, играл и плавал от одного
берега к другому.
68-69. Еще когда Господь Кришна являл Свои развлечения
в водах Ямуны, Ганга лелеяла страстную мечту обрести такую
же счастливую возможность.
70. Сильные мира сего, такие как Господь Брахма и Господь
Шива, поклоняются Ганге, вознося молитвы. И, тем не менее,
положение Ямуны столь возвышенно, что обрести его стремится
сама Ганга.
Ганга-деви понимала, сколь возвышенно положение Ямуны.
Когда на землю приходил Господь Кришна, Он входил в ее
воды, и она могла обнять Его трансцендентную форму. Ганга-
деви страстно мечтала о том же. Господь Чайтанья вошел в ее
воды, и так выполнил ее желание. Господь Кришна наслаждался
множеством игр в водах Ямуны, а Господь Чайтанья устраивал
развлечения в Ганге.
71. Верховный Господь Гаурасундара был для Джахнави
(Ганги) подобен древу желаний, удовлетворяющий ее страстное
стремление.
72-73. День подошел к концу, и Шри Гаурасундара, вдоволь
наигравшись и навеселившись, вернулся домой, провел пуджу
Господу Вишну в соответствии с правилами и предписаниями,
полил Туласи и сел обедать.
74. Пообедав, Нимай, как всегда, сразу же достал книжки и
в уединенном месте принялся за уроки.
75. Там, наедине с Собой, Нимай, жемчужина облеченных
властью, с головой уходил в книги, изучая сутры и делая к ним
заметки.
76. Шри Мишра, видя с каким похвальным рвением сын
изучает науки, не помнил себя от счастья, хотя внешне никогда
не выказывал своей радости.
77-78. С глубокой родительской любовью смотрел он на свое-
го сына, красота которого не знала себе равной. Он испытывал
блаженство и чувствовал, что уже обрел освобождение.
79. Однако для Шри Мишры счастье, которое дает освобож-
дение, не много значило. Чистый преданный не ищет радости
ни в освобождении, ни в грубых, ни в тонких материальных
наслаждениях.
80. Я предлагаю бесчисленные поклоны стопам Шри Джа-
ганнатхи Мишры, чей сын—Верховный Господь, властелин
безбрежного материального творения.
81. Глядя на чарующую красоту Нимая, Шри Мишра плавал
в океане блаженства.
82. Перед цветущей свежестью Господа склоняет голову,
признавая свое поражение, красота самого Купидона.
83. Шри Мишра по-отцовски забеспокоился: «Надеюсь, ни
ведьма, ни злой дух не причинят Нимаю вреда».
84. Представив себе, как это было бы ужасно, Шри Мишра
немедленно стал молиться Господу Кришне, чтобы Тот всегда
покровительствовал его сыну. Нимай, подслушивая обращенные
к Нему молитвы Своего отца, только посмеивался.
Вриндаван дас Тхакур описывает отцовские чувства Джаганнат-
хи Мишры. Родителям свойственно испытывать определенные
чувства по отношению к своим детям и заботиться о них. По-
добно этому Джаганнатха Мишра часто беспокоился о том, как
защитить своего маленького сына. Когда ему в голову прихо-
дила мысль, что с его сыном может случиться что-то плохое, он
начинал волноваться. Близкие спутники Господа из-за влияния
йога-майи не понимают, кто Он на самом деле. В особенности
это характерно для участников детских игр Господа Чайтаньи.
Например, Кхолавеча Шридхар. Всю жизнь он поклонялся
Верховному Господу, но не узнавал Его в юном Нимае. Нимай
любил поддразнивать его, пытаясь вывести из себя. Как-то раз,
наторговавшись с Кхолавечей Шридхаром из-за банановых
листьев, Нимай сказал ему: «Ну хорошо, Я оставлю тебя в
покое и уйду. Но прежде скажи Мне, кто Я такой». Кхолавеча
ответил: «Ты брахман, частичка Верховного Господа». На что
Господь Чайтанья возразил: «Я пастушок, сын вайшьи. Ты не
знаешь, кто Я на самом деле. Тебе невдомек, что Ганга, кото-
рой ты поклоняешься, исходит из Моих лотосных стоп». Как
только эти слова слетели с языка Господа, Кхолавеча Шридхар
заткнул уши, и закричал: «Вишну! Вишну! Ты что, не боишься
оскорбить Ганга-деви? Разве так можно?» Он не мог понять,
почему Нимай так говорит. Кхолавеча Шридхар ни на минуту
не забывал об этом юном брахмане, хотя внешне могло пока-
заться, что они не в ладах. Нимай вечно пытался вывести его из
себя, но каждая Его выходка доставляла Кхолавече Шридхару
огромное наслаждение.
Господь говорил, и неоднократно, преданным: «Разве ты не
знаешь, кто Я?» И хотя они не узнавали в Нимае Верховного
Господа, они думали о Нем не переставая. Джаганнатха Миш-
ра души не чаял в своем сыне и всё беспокоился о том, как Его
защитить. Его привязанность к Нимаю была так сильна, что
он молил Господа Кришну защитить Его.
85. Шри Мишра молил Господа: «О Господь Кришна, Ты
защищаешь всех. Пожалуйста, будь милостив и присмотри за
моим сыном.
86. Если человек помнит Твои лотосные стопы, мой Господь,
в его жизни не будет никаких препятствий.
87. Там же, где люди забыли Тебя, орудуют ведьмы, водятся
привидения и злые духи».
88. В «Шримад-Бхагаватам» (10.6.3) есть такой стих:
на йатра шраванадини
ракшо-гхнани сва-кармасу
курванти сатватам бхартур
йатудханйас ча татра хи
«Дорогой царь, если люди, какое бы положение они ни занимали,
выполняют свои обязанности—преданно служат Кришне, пов-
торяя Его святые имена и слушая о Нем, ничего плохого с ними
произойти не может. Поэтому не стоит беспокоиться о