Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: SB050552
------ Страница 4 ------

SB050552 - Страница 4

он молился просто

о том, чтобы его отец был прощен;

Харидас Тхакур никогда не чувствовал агрессии по отношению к тем, кто мучил

его. Ему больно было видеть их в таком обеспокоенном состоянии: они

пытались убить его и приказали забить его до смерти, и были очень

обеспокоенные, потому что Харидас Тхакур не умирал. И Харидас Тхакур

чувствовал боль за них. Боль не от ударов палкой, а видя беспокойство

этих мучителей. Почему они были в таком беспокойстве? Потому что им было

приказано убить его, забить до смерти.ю... но ты не умираешь! Если ты не

умрешь, то изобьют нас, говорили они. И Харидас Тхакур почувствовал

сострадание. Он не подумал, что ю вон мои мучители !юБезусловно, такое

сознание ю очень высоко продвинутого. Это и есть признак махатмы. Это

истинное качество такой великой души. Как описывает Прабхупада, он был

лишен гнева Такие махатмы не гневаются на тех, кто агрессивен по отношению

к ним. Безусловно, порой мы видим как махатмы проявляют гнев. В один из

прошлых дней мы обращались к стиху о Господе Шиве, говоря что его легко

привести гнев. Но этот гнев отличается то гнева, описанного словами виродхи

юкта кродха. Виродхи юкта кродха означает гнев, рождающийся как результат

неудовлетворенных похотливых желаний. Это называется неудовлетворенный

гнев,который Кришна описывает в Бхагавад гите (3.37)

кама эша кродха эша

раджо - гуна - самудхбхавах

маха шано маха - папма

виддхи энам иха вайринам

Он говорит :ю это лишь вожделение, Арджуна, рождающееся из соприкосновения

с гуной страсти которое позже ви- доизменяется в гнев, являющийся

всепожирающим греховным врагом этого мираю. Вот таково понятие виродхи

юкта кродха. Неуправляемый гнев. Это тот гнев, который вспыхивает в

человеке и заставляет его действовать таким образом, что позже он жалеет о

своем поведении. Вот почему этот гнев называется неуправляемым. Арджуна

спросил Кришну, что заставляет человека действовать так, что противоречит

его собственной воли? ю Это и есть проявление неуправляемого гнева и

похоти. Но махатмы никогда не проявляют такого неуправляемого гнева. Хотя

он иногда и гневается,но свой гнев, для блага другого человека . Их гнев

всегда управляем. Вот такова природа таких преданных. И поэтому здесь

описывается , что махатмы свободны от гнева. Как Нароттама дас Тхакур

описывает в своей песне :юСвоей гнев я использую, гневаясь на тех, кто

враждебен преданнымю. ю Свое вожделение я займу в предложении плодов своей

работы Кришне. А что касается гнева, я применю его против тех, кто

враждебен преданным. Но что касается меня самого ю я готов вытерпеть всею.

Махатмы всегда терпеливо рассматривают агрессию в свой адрес. Вот таковы

качества махатмы. Причиной этого опять-таки является то, что махатма видит

все живые существа равными. даже видя что кто-то агрессивен по отношению к

нему. Как описывается,что проповедник сознания Кришны должен избегать

атеистов. Они могут вести себя агрессивно по отношению к преданным. И

преданный может стараться избегать атеистов,но тем не менее он не

становится безразличным. В сердце своем н всегда молится об освобождении

такого человека. Вот так чувствует махатма. Он хочет освободить всех,

каждого. И поэтому Прабхупада пишет, что великая душа никогда не становится

врагом своего врага.

Что же означает видеть все живые существа равными? Это означает что он

видит Кришну в сердце всех живых су- ществ. Вот таково видение которым

обладает махатма. Как описывается в Ишопанишад, тот,кто видит живые

существа как духовные искорки качественно равные Господу, знает вещи такими

какие они есть. Как же он может впасть в иллюзию и беспокойство. Иначе

говооря,тот,кто видит живые существа как слуг Кришны и видит, что Кришна

находится в сердце каждого. И махатмы всегда стараются спасти

окружающих,раздувая ту искру сознания Кришны, которая есть в каждом. И

таким образом он не чувствует себя агрессором. Такое видение безусловно

является возвышенным видением великих душ, оно означает способность видеть

Кришну в сердце каждого. К сожалению,порой мы видим что люди,одержимые

завистью, в действительности не способны видеть Кришну в сердцах всех.Как

есть один стих в котором Господь Шива обращается к Сати. В этом стихе

описываются качества Дакши. Господь Шива пытается предостеречь свою жену,

говоря о том, что ее отец очень горд. Он говорит, что такие личности

обладают множеством качеств такими как образованность,красота, престижное

родство, физическая сила, богатство. У них может быть много самых разных

качеств, но если они гордятся всеми этими качествами то тогда они слепы. И

Господь Шива говорит, что они не просто слепы, но теряют здравый смысл.

Они не способны оценить по достоинству хорошие качества преданных. Господь

Шива говорил так, обращаясь к Сати, потому что Дакша был очень горд. Он

выполнял великие жертвоприношения, был главой этих жертвоприношений. Он

очень разгневался, когда Господь Шива не оказал ему должного почтения. И

Господь Шива умышленно предостерег Сати, говоря, что когда человеком

владеет гордость, он теряет всякий смысл и следует под действием своей

гордости. Он не может видеть Кришну в других. Он не может оценить по

достоинству хорошие качества великих личностей. И все это из-за его

излишней гордости. Так он размышляет. Итак, гордость, зависть... Махатмы

свободны от этих чувств гордости и зависти. Человек, который завидует

другим не может видеть в них хороших качеств. Он просто ищет в них дурные

качества. И не только это. Завистливый человек, если он очень завистлив,

даже если в окружающих нет плохих качеств, он создает их. Тому существует

множество примеров. Мадхавендра Пури был один из

Навигация:

Страница 6
Страница 5
-- Страница 4 --
Страница 3
Страница 2