Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: 7_6_95
------ Страница 1 ------

7_6_95 - Страница 1

ЛЕКЦИИ ШРИЛЫ НИРАНДЖАНА СВАМИ

07.06.95. Вильнюс

"Бхагавад-гита" 15.17

уттамах пурушас тв аньях параматметй удахритах

йо лока-траям авишья бибхартй авьяя ишварах

Помимо этих двух, существует величайшая личность, Высшая душа, Сам вечный Господь, который вошел в три мира и поддерживает их.

Комментарий Шрилы Прабхупады: Смысл данного стиха очень хорошо выражен в «Катхе Упанишад» (2.2.13) и в «Шветашватаре Упанишад» (6.13). Там ясно говорится, что над бесчисленными живыми существами, как обусловленными, так и освобожденными, стоит Высшая личность, Параматма. Стих из «Упанишад» гласит: нитьо нитьянам четанаш четананам. Смысл заключается в том, что среди всех живых существ есть одно высшее живое существо, Верховная божественная личность, которое поддерживает их и предоставляет им всем возможность наслаждаться в соответствии с их деятельностью. Эта Верховная божественная личность пребывает в сердце каждого в форме Параматмы. Совершенного покоя может достичь лишь мудрец, способный понять Его, и никто другой.

ом агьяна-тимирандхасья...

Предыдущий стих описал два класса живых существ, подверженных падению, и тех, кто никогда не падает. Было указано, что все живые существа в материальном мире, подвержены падению, и все живые существа в духовном мире определяются как не падающие. Но кроме этих двух категорий живых существ существует Высшее Живое Существо, Сама личность Бога.

нитьо нитьянам четанаш четананам

(Катха-Упанишад, 2.2.13)

Шрила Прабхупада объяснил этот стих, который очень хорошо объясняет эту философию. Смысл в том, что существует одно Верховное существо. Это вечное живое существо поддерживает все остальные живые существа. Или как говорится в Чайтанье-Чаритамрите экале ишвара кришна ара саба бхритья «существует один Всевышний управляющий и это Кришна. А все остальные живые существа управляются Им».

Таким образом, этими стихами Верховный Господь описывается как Верховное Живое Существо. Так же в предыдущем стихе Кришна говорит: «Я являюсь Всевышним». Сейчас мы читаем утверждение, сделанное Верховной Личностью Бога. Он говорит это Сам, лично. Мы должны также понимать, что хотя Верховная Личность Бога говорит, что Он является Всевышним, это просто из-за того, что это существующий факт.

Другими словами говоря, хотя Кришна и является Верховной Личностью в существовании и если Он себя объявляет Всевышним, – это не значит, что Он делает какое-то гордое утверждение. Это просто существующий факт. Как в один из предыдущих дней мы говорили о существовании Кришны, как об Абсолютном. И все, что касается Кришны, является Верховной Абсолютной Истиной. Когда Кришна пытается утвердить Свое Верховное положение, этим Он не преследует каких-то собственных целей. Если кто-то другой старается утвердить свое превосходство, это будет означать, что такая личность претендует на ложное положение. Но, когда Кришна старается утвердить Свое Верховное положение, то это, просто ради блага живых существ, помогая им понять их истинные взаимоотношения с Господом.

Если принять факт, что Кришна является Всевышним, то это будет обозначать, что все остальные являются подчиненными. Это просто неопровержимый факт. Это самое основное различие между Всевышним живым существом и обычным.

экале ишвара кришна ара саба бхритья

Все остальные существа являются подчиненными Ему. Но Кришна настолько милостив, что предоставляет живому существу некоторую свободу выбора. Он не принуждает живое существо принять Его превосходящее положение. Живое существо может состязаться с положением Господа. Оно может даже претендовать на положение Бога. Хотя оно уже может столько раз имитировать положение Бога, фактом остается то, что оно так и не станет Богом. Никто не способен стать Богом. Это очень простая, понятная истина. Кришна говорит в "Бхагавад-гите" (10.8)

ахам сарвасья прабхаво маттах сарвам правартате

ити матва бхаджанте мам будха бхава-саманвитах

«Я являюсь причиной духовного и материального миров. Всё берет начало во Мне. Те, кто знает эту истину, поклоняются Мне всем своим сердцем и заняты преданным служением Мне.» Иными словами говоря, что те, кто просто принимают вещи такими, какими они есть, или другими словами те, кто знают, что Кришна является Верховным, чем же они занимаются? Они поклоняются Кришне, служат Ему. У них отсутствует любое состязание в мыслях. Как в одном из предыдущих дней мы цитировали один стих из 3 главы "Бхагавад-гиты" (3.31)

е ме матам идам нитьям анутиштханти манавах

шраддхаванто ‘насуянто мучьянте те ‘пи кармабхих

«Те личности, которые следуют Своим обязанностям, согласно Моим указаниям, кто следует этому учению с верой, без какой-либо зависти, становится свободным от пут кармической деятельности.»

И в комментариях Шрила Прабхупада объясняет, что в начале сознания Кришны человек может быть не способен полностью следовать всем указаниям Господа. Но, так как он не отвергает этих принципов и искренне продолжает работать, не считая это бессмысленным, то, несомненно, он достигнет уровня чистой преданности.

Другими словами говоря, то, что утверждается этим стихом, что если человек не отвергает факта, что Кришна является Всевышним и он следует указаниям Господа – без сомнений можно сказать, что он достигнет уровня чистого сознания Кришны.

Но когда живое существо отказывается принять тот факт, что Господь является Всевышним, когда живое существо отвергает такое положение Господа, тогда появляются желания, которые оно хочет совершить. Оно начинает думать: «Почему мне следовать этим указаниям? Я не хочу ничему следовать. Почему я должен следовать им? Причем тут Бог, зачем Он указывает, как мне следует поступать?» Иными словами говоря, если кто-то отвергает существование высшего авторитета, тогда в следующем стихе Кришна говорит (Б.Г. 3.32): «Те, кто полны зависти, они просто

Навигация:

Страница 3
Страница 2
-- Страница 1 --
Страница 5
Страница 4