Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Божества Враджа
------ Страница 1 ------

Божества Враджа - Страница 1

В своих комментариях к "Шримад-Бхагаватам" и в лекциях Шрила Прабхупада во всей полноте раскрыл нам особенность этого удивительного воплощения Господа — арча-аватары, которое нисходит в материальный мир, чтобы позволить нам. привыкшим мыслить в телесных категориях, предлагать Ему свое скромное служение.

Поклоняться Кришне начали давно. Известно, что у Самого Кришны в Двараке стояло Его мурти. которому поклонялась одна из жен Господа (по одной версии — Рукмини, по другой - Сатьябхама). Правнук Господа Кришны. Махараджа Ваджранабха. чтобы достойно отметить деяния своего великого прадеда, установил в местах Его игр, во Вриндаване, несколько Божеств, многим из которых поклоняются по сей день. Эти Божества изваяны из редкого камня, не поддающегося разрушению. Четыре "Дева" — главных Божества Враджа, установленные Ваджранабхой. — это Шри Харидева на Говардхане (изначальное Божество переправлено в Радждхани, близ Канпура), Шри Кешава-дева в Матхуре (изначальное Божество было переправлено в Радждхани, ныне утеряно), Шри Дауджи-Баладева в деревне Белдео и Шри Говинда-дева во Вриндаване (сейчас в Джайпуре). Также Ваджранабха установил двух "Натхов" - Шри Натхаджи на Говардхане (сейчас Ему поклоняются последователи Валлабхачарьи в городе Натхадвар) и Гопинатху (ныне в Джайпуре). Кроме того, император установил двух Гопалов — Мадана-гопала (сейчас — в Кароли) и Сакши-гопала (сейчас — в деревне Сакши-гопал, близ Пури). Чтобы оградить святую землю от завистливых и грешных материалистов. Ваджранабха установил там божества Шивы (Чакалешвара. Камешвара, Бхутешвара и Гопишвара) и Йога-майи (Манаси-деви, Вринда-деви, Патала-деви и Йогамайя-деви).

Господу Кришне раньше поклонялись одному — без Шримати Радхарани. Господь Чайтанья и Его последователи были первыми, кто широко заявил миру о превосходстве любви Шримати Радхарани над всеми прочими видами бхакти, Гаудия-вайшнавы. вероятно, были первыми, кто стал устанавливать мурти Радхарани рядом с Кришной. Известно, что Джахнава Мата "подарила" Радха-мурти Шри Гопинатхе.

В "Бхакти-ратнакаре" рассказывается следующая история. Пурушоттам Джан, сын Махараджи Пратапарудры Орисского, как и его отец, был великим вайшнавом. Когда он узнал, что Мадана-гопал и Говинда-дева во Вриндаване стоят одни, без Радхи, он два Божества Радхи, чтобы Их установили рядом с Кришной. Когда Божества были уже совсем рядом с Вриндаваном, Мадана-гопал сказал Своему пуджари во сне:

"Люди считают, что те два Божества, которые скоро прибудут во Вриндаван, — это Божества Радхи. На самом же деле одно из них — Радха, а другое — Лалита. Опереди всех и привези их сюда. Меньшее Божество — это Радха. Поставь Ее слева от меня. Другое — Лалита. Ее поставь справа". Пуджари ничего не оставалось, как подчиниться этому приказу, поэтому оба Божества были установлены рядом с Мадана-гопалом. После этого Мадана-гопала стали называть Мадана-Мохан. Затем Пурушоттам Джан решил послать другое Божество Радхи для Говинда-дева. Но он не знал, где Его найти. Тогда Радхарани явилась к нему во сне и сказала: "Я здесь, в Чатрабеде, рядом с Пури, живу уже долгое время. Люди поклоняются мне как Лакшми. Они не знают, что я — Радха. Позаботься о том, чтобы я оказалась рядом с Говинда-девом". Пурушоттам Джан послал то Божество Радхи во Вриндаван. Оно было должным образом установлено рядом с Говиндаджи, и, чтобы отметить это событие, был проведен большой праздник. Именно по этому случаю Шрила Рупа Госвами написал молитву "Чату-пушпанджали", прославляющую неотразимые достоинства и красоту Шримати Радхарани.

Позднее преданные — последователи Махапрабху — разыскали основные места лил Господа, построили храмы, нашли утерянные Божества. Многие вайшнавы с любовью и преданностью служат Шримати Радхарани и Кришне, мечтая когда-нибудь увидеть Их неземные, божественные игры. У нас тоже есть шанс увидеть Божественную Чету и вознести Ей молитвы о чистом и бескорыстном служении Им.

На основе комментариев Шрилы Прабхупады, а также книг ачарьев-вайшнавов. Текст составил Виджитатма д., Москва

Матхурачандрика дд, "Милость Вриндавана".