сентября 1991 г.; «Кришна-катхамрита-бинду», выпуск 244)
Смысл маха-мантры
Одно из имен Радхарани — Хара. Когда мы обращаемся к Ней, то произносим «Харе». Поэтому «Харе Кришна» означает «Радха-Кришна». Рама — это также Кришна. Мы часто поем песню (из Ч.-ч., Ади, 17.122):
харайе намах, крона йадавайа намах гопала говиндарама шрй-мадхусудана
«Рама» означает «Кришна». Джива Госвами, Бхактивинода Тхакур и многие другие Госвами объясняли, почему Кришну называют Рамой. Есть три Рамы: Баларама-Рама, ДашаратхиРама (сын Дашаратхи, уничтоживший Равану) и Парашурама
-Рама, сын Джамадагни. Однако «Рама» в мантре Харе Кришна — это Кришна. Кришна — это Радха-рамана — тот, кто доставляет удовольствие Радхарани; поэтому Его также называют Рамой. (Даршан, Бхуванешвар, 29 ноября 1989 г.)
Преданный: Вы сказали, что «Рама» в маха-мантре относится к Кришне. Однако Шрила Прабхупада иногда объяснял, что этот «Рама» в маха-мантре относится к Балараме.
Гоур-Говинда Свами: Да, Прабхупада так говорил. Баларама — это двитийа-деха, второе тело Кришны. У обоих двурукая форма, но есть отличие в цвете тела, варна-матра-бхеда (Мадхья, 20.174). Кришна — черный, а Баларама — белый. Все остальное одинаково. Также Баларама всегда находится рядом с Кришной. Поэтому Прабхупада дал простое объяснение. Не каждый сможет сразу понять, что «Рама» относится к Кришне. Когда преданный задал Прабхупаде этот вопрос, Прабхупада знал, что этот преданный не поймет, и поэтому дал такой ответ. Однако Джива Госвами и Бхактивинода Тхакур объясняют это именно таким образом. Все наши ачарьи объясняли, почему Кришну называют Рамой. (Вопросы и ответы после лекции, Бхуванешвар, 21 августа 1992 г.; «Мой высокочтимый духовный учитель», стр. 97)
Плач души
Мы всегда должны молиться: «Кришна, пожалуйста, помоги мне!» Повторение «Харе Кришна» — это плач души: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе!
О шакти Кришны, Радхарани! О Кришна! Пожалуйста, займите меня служением Вам! Я — падшая душа!»
айи нанда-тануджа кинкарам патитам мам вишаме бхавамбудхау крпайа тава пада-панкаджастхита-дхулй-садршам вичинтайа
«Я — Твой кинкара, Твой слуга, но так уж случилось, что я пал в этот океан неведения. Пожалуйста, вытащи меня
из этого океана, пролей на меня Свою милость и сделай пылинкой у Твоих лотосных стоп» (Ч.-ч. Антья, 20.32, Шикшаштака 5). Душа плачет и плачет, повторяя хари-наму. Если вы будете так воспевать, то в один прекрасный день совершенно неожиданно обретете милость Кришны. Для Кришны нет ничего невозможного. Это невозможно для нас, но Кришна хочет этого. Проблема только в нас. (Из лекции, прочитанной в Париже 29 августа 1985 г.)
Метод Махапрабху
Каждый год во время четырех месяцев сезона дождей преданные Гаудадеши приходили в Джаганнатха-Пури, а затем возвращались назад, в Бенгалию. Когда они уходили, Махапрабху сопровождал их некоторое время. Вриндаван дас Тхакур говорит в «Чайтанья-бхагавате» (Мадхья 28.25-28):
апана галайа мала сабакаре дийа аджна каре прабху сабе — “крона гао гийа
Снимая с Себя гирлянды, Махапрабху одевал их на преданных и прославлял каждого из них. Затем Он дал им следующее наставление:
бала крона бхаджа крона, гаон кршна-нама крона бину кеха кичху на бхабиха ана
«Теперь идите, повторяйте имя Кришны, пойте имя Кришны и совершайте кришна-бхаджану. Не думайте ни о чем, кроме Кришны».
йади ама’прати снеха тхаке сабакара табе кршна-вйатирикта на гаибе ара
«Если вы действительно любите Меня, то полюбите и Мои наставления. Не думайте ни о чем, кроме Кришны; не произносите никаких других имен, кроме имени Кришны».
ки шайане ки бходжане киба джагаране ахар ниша чинта крона, балаха бадане
«День и ночь, круглые сутки, в любом состоянии, во время сна и бодрствования, даже во время еды — повторяйте имя Кришны».
(Из лекции, прочитанной в Бхуванешваре 10 декабря 1992 г.)
Бхаджан Махапрабху
Мы — преданные Гауранги Махапрабху, даса-дасанудаса, слуги слуг слуг слуг Господа Гауранги. Те, кто являются гаура-бхактами, гаура-прия-джанами, гаура-дасанудасами, должны совершать бхаджан в соответствии с наставлениями Господа Гауранги, в настроении разлуки. Таков их бхаджан. Госвами совершали бхаджан таким образом. Махапрабху совершал бхаджан таким образом. Он пел собственные имена:
харе крона харе крона крона крона харе харе харе рама харе рама рама рама харе харе
гауранга’ болите хабе пулака-шарйра ‘хари хари’ болите найане ба’бе нйра
(Шрила Нароттама дас Тхакур, «Прартхана», песня 1)
Махапрабху — это Сам Хари, который повторяет имя Хари и проливает слезы. Таков смысл этих строк. Это — випраламбха-бхава. Необходимо испытывать боль разлуки, потому что если нет чувства разлуки, нет вирахи, — не будет и самбхоги, встречи. Таково настроение Шримати Радхарани. Кришна пребывает в Ее сердце, а также вовне. Кришна всегда с Радхарани. Она — хладини-шакти, внутренняя энергия Кришны, и Кришна никогда не покидает Ее. Вираха — это внешняя разлука. Кришна уехал в Матхуру — и не вернулся. Поэтому Радхарани испытывала чувство разлуки. Но эта разлука — внешняя; в глубине Ее сердца всегда пребывает Кришна, там всегда царит милана, встреча. (Из беседы в Филадельфии, 1986 г.; «Шри Кришна-катхамрита», том. 3, №1, стр. 65-66)
Только одна дхарма
Вайшнав повторяет только одно имя. У него только одна дхарма — хари-нама. Если вы повторяете святое имя без оскорблений (другими словами, произносите чистое имя), тогда прекрасный облик Кришны, Его трансцендентные развлечения и атрибуты будут явлены вам. Наме праспхутита хайа рупа, гуна, карма (Бхактивинода Тхакур, «Харинама
-чинтамани» 2.30). Имя есть все! Имя есть все! (Из лекции,