включая царя Пури. Фестиваль имел грандиозный успех; его посетили тысячи людей и получили прасад. Преданным, присутствовавшим на вечерних лекциях, проповедь Махараджи показалась еще более живой и могущественной, чем обычно. После завершения фестиваля Гоур-Говинда Свами отправился на ежегодное заседание руководителей ИСККОН в Шридхаме Майяпуре.
Последние дни
Гоур-Говинда Махараджа 6 февраля 1996 года вылетел в Калькутту, где его ждала машина, которую преданные перегнали из Бхуванешвара. Поговорив с ними несколько минут, Гоур-Говинда Свами поехал ночевать в гостиницу при аэропорте.
Последние большие проповеднические программы с участием Гоур-Говинды Свами.
Вверху: Фестиваль, посвященный столетию Прабхупады Внизу: День явления Господа Нитьянанды в Бхуванешваре
Прибыв следующим утром в Майяпур, он поднялся в комнату №80 на четвертом этаже, где обычно останавливался. В этот день он принял участие в работе подкомитета Джиби-си по образованию. Около шести часов вечера он вернулся в свою комнату и до половины десятого работал над переводом «Шримад-Бхагаватам» Шрилы Прабхупады на орию. После этого он принял немного легкого прасада.
На следующий день распорядок Махараджи был таким же. Последняя запись в его дневнике датирована этим днем — пятницей, 8 февраля 1996 года:
По милости Прабху Гопала я провел этот день в Майяпуре. Прабху Гопал знает и видит, что сделал сегодня этот слуга в служении Шри Шри Гуру и Гауранге.
Это был шестой день заседания Джи-би-си. Весь день мы участвовали в работе комитета по разработке конституции ИСККОН. Заседание состояло из двух частей. Главная цель была отвергнута, и акцент был сделан на второстепенных вопросах, поскольку для членов ИСККОН необходима практика косвенного бхакти, а не высшего. Постепенно они поднимутся от косвенного до высшего. Они будут говорить
о том, в чем нуждаются. Мы должны сидеть и молчать — больше тут ничего не сделать.
Прабху Гопал, пожалуйста, даруй Свою милость этому слуге, чтобы к нему пришли кришна-према и бхакти. Пожалуйста, пошли мне хороших преданных, друзей и единомышленников. Позволь этому слуге достичь успеха в служении Шри Шри Гуру и Гауранге.
Утром следующего дня секретарь Махараджи Атмарама сообщил ему, что сегодня День явления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати, пост до полудня, и примерно в половине первого будет пир. Затем Махараджа отправился на заседание Джи-би-си и вернулся около четверти первого.
Во второй половине дня Расикананда дас принес махапрасад Джаганнатхи. Кроме того, Анупама дас и его супруга Маданалаласа, а также Шашила, супруга Расикананды, приготовили еще несколько блюд. Приняв прасад, Махараджа завершил повторение джапы и провел короткую встречу с несколькими преданными, которая завершилась около двадцати
минут пятого. Атмарама вспоминает, что Махараджа выглядел серьезным. Он сидел в кресле и молча смотрел в потолок.
Почему Махапрабху жил в Пури?
Вскоре Бхактарупа дас привел двух старших матаджи, преподавателей вриндаванской гурукулы.
Бхактарупа дас: Эти две старшие преданные попросили меня устроить им встречу с нашим возлюбленным Гуру Махараджей. Они уже читали книги и журналы Шрилы Гурудевы и были очень вдохновлены его сладостной кришнакатхой. Одна из женщин в течение часа составляла список вопросов, которые хотела задать. В полседьмого вечера мы вошли в комнату Шрилы Гурудевы. Там уже были Расикананда прабху, Атмарама прабху и еще двое или трое преданных. Я представил гостей Гуру Махарадже, и он узнал их. Затем одна из матаджи задала вопрос о значении Джаганнатха-Пури-дхамы. В особенности ей хотелось узнать, почему Чайтанья Махапрабху избрал Джаганнатха-Пуридхаму местом Своих завершающих игр. Поскольку у Гурудевы в течение нескольких дней не было возможности рассказывать хари-катху, его вдохновил этот замечательный вопрос. Несколькими днями раньше мы просили Гурудеву дать даршан преданным, которые хотели бы встретиться с ним, но он ответил, что не хочет привлекать к себе внимания. Итак, услышав этот замечательный вопрос, Гурудева с энтузиазмом стал рассказывать кришна-катху. Он начал рассказывать историю о том, как Рохини-мата в Двараке попросила жен Кришны поведать ей об играх во Врадже. Махараджа сидел на кровати, а мы — на полу. Гурудева говорил с таким энтузиазмом! Он попросил слугу достать из чемодана пачку тетрадей, однако той тетради, которая была ему нужна, в первой пачке не оказалось, и он попросил достать вторую пачку. Аккуратно развернув ее, он нашел нужную тетрадь и сразу открыл ее на определенной странице, где находились записи малоизвестной традиционной истории из Пури.
Гурудева стал рассказывать, как однажды в Двараке Кришна неожиданно потерял сознание от разлуки со
Шримати Радхарани. Гуру Махараджа сказал, что Нарада Муни, Уддхава и Баларама собрались там, раздумывая, что делать. Наконец было решено, что Нарада Муни начнет играть на вине, воспевая игры во Врадже, и тогда Кришна вернется во внешнее сознание. Говоря об этом, Гурудева изображал, как Нарада Муни перебирает пальцами струны вины.
Он также рассказывал, как были приготовлены три колесницы — для Баладевы, Субхадры и Кришны. На этих колесницах Они отправились во Врадж, причем Баладева и Субхадра поехали вперед, чтобы подготовить жителей Враджа к приезду Кришны; Они не хотели, чтобы Кришна увидел жителей Вриндавана в состоянии разлуки. Однако Балараме и Субхадре не удалось этого сделать. Когда Они увидели состояние жителей Вриндавана, в Их телах сразу появились экстатические признаки махабхавы: глаза их расширились, а ноги и руки втянулись в тело. Таким образом они приняли форму Божеств Баладевы и Субхадры