какие-то проблемы с телом — вам трудно ходить. Эти поездки вам не слишком тяжелы?» Он ответил: «Пока я могу проповедовать и говорить о «Шримад-Бхагаватам», я испытываю безграничное наслаждение, безграничное счастье».
Динабандху дас: Он всегда подчеркивал важность садху-санги — общения с преми-бхактой, — а также важность постоянного слушания «Шримад-Бхагаватам». Както раз в Аделаиде мы готовились провести огненную ягью и Гуру Махараджа сказал, что из-за ягьи сегодня утром лекции не будет. Когда я выразил разочарованность, он посмотрел на меня и торжественно произнес: «Динабандху, «Бхагаватам» — это моя жизнь. В тот день, когда я лишусь возможности говорить о бхагават-таттве, я не смогу поддерживать свою жизнь». Тогда я сказал: «А если мы перенесем ягью на более позднее время, вы прочитаете лекцию?» «Да, этот вариант мне очень нравится». И затем, с полным смирением, подобно маленькому ребенку, обращающемуся к отцу, он спросил: «Ты сделаешь это для меня?» Мы были в восторге и сделали всё, как он хотел. И были потрясены, насколько нектарной тогда была лекция.
Смелость и бескомпромиссность
Куда бы ни приехал Гоур-Говинда Махараджа, он всегда был смелым и бескомпромиссным и говорил правду, даже если она была неприятной. В 1993 году в Америке к нему обратился с вопросом один старший преданный: «Махараджа, я уже много лет проповедую в этом регионе, и некоторые из старших преданных вдохновляют меня принимать учеников. На самом деле я об этом никогда не думал, потому что не обладаю необходимой квалификацией; с другой стороны, это
может вдохновить некоторых из тех людей, которым я проповедовал. И поскольку многие старшие преданные подталкивают меня, я хотел бы узнать, какова минимальная квалификация для того, чтобы стать гуру?» Гоур-Говинда Махараджа рассмеялся и сказал: «Минимальная квалификация такова: во время повторения мантры в вашем уме не должно быть ничего, кроме Кришны».
Услышав такой ответ, преданный несколько опешил и затем произнес: «Ну, это очень высокий уровень. А каковы минимальные требования?» Гоур-Говинда Махараджа снова рассмеялся и сказал: «Это — минимум. Если ты не находишься на этом уровне, ты можешь пасть».
Чандрамаули Свами: Я помню, как в 1993 году Гоур-Говинда Махараджа приезжал в Нью-Вриндаван. За несколько лет до этого там были введены некоторые новшества, в частности были заимствованы многие элементы христианства, а преданные перестали носить дхоти и курты. Вместо этого они носили одежду, похожую на христианские рясы.
В одной из лекций, прочитанных в тот приезд, Махараджа рассказал историю из «Чайтанья-чаритамриты». Однажды Брахмананда Бхарати пришел навестить Шри Чайтанью Махапрабху. Увидев, что Брахмананда Бхарати одет в оленью шкуру, Махапрабху сделал вид, что не видит его. Повернувшись к Мукунде Датте, Он спросил: «Где мой духовный учитель Брахмананда Бхарати?» «Да вот же он, прямо перед тобой», — ответил Мукунда. На что Господь возразил: «Ты ошибаешься. Это не Брахмананда Бхарати».
Некоторых преданных из Нью-Вриндавана задело, что Махараджа привел эту историю. Тогда многие из нас не видели проблемы в ношении христианских ряс, однако впоследствии оказалось, что это было отклонением.
Ученики и миссия Прабхупады
Пчелы вокруг лотоса
Постепенно в Бхуванешвар стало приезжать все больше преданных, желающих послушать лекции Гоур-Говинды Свами. Существовало неписаное правило: когда кто-то из учеников приезжал издалека, он сразу же отправлялся к Махарадже в хижину, и Махараджа всегда с радостью приветствовал его.
Маханидхи Свами: Весна и лето 1995 года были золотым временем для проповеди Гоур-Говинды Махараджи, особенно в западном мире. В этот период Бхуванешвар посетили сотни преданных; одни приезжали, другие уезжали. Гоур-Говинда Свами стал шикша-гуру для множества преданных ИСККОН, которые приезжали в Бхуванешвар и принимали у него прибежище. Он каждый день читал трехчасовую лекцию по «Бхагаватам». Это было удивительное время, и Махараджа был центром всего происходящего.
Он был подобен золотому лотосу, вокруг которого роились пчелы-преданные. Они садились на лотос, пили мед до полного удовлетворения и затем улетали, жужжа от радости и удовлетворения. Приезжие преданные, у которых не было другого служения, после лекции расходились по
Ученики после лекции спускаются за Гоур-Говиндой Махараджей по ступенькам храма в Бхуванешваре.
близлежащим домам и кутирам, чтобы на следующий день прийти за новым нектаром.
Что касается проповеди в Бхуванешваре, Гоур-Говинда Свами говорил: «Я открыл здесь школу плача. Если мы не будем плакать по Кришне, мы не обретем Его милости».
Маханидхи Свами: Мне захотелось послушать катху непосредственно из его уст, поэтому я приехал в Бхуванешвар, снял комнату в храмовой гостинице и стал посещать лекции, которые обычно начинались в восемь утра и продолжались до половины двенадцатого. Он говорил и говорил, а также пел много бхаджанов. Это было незабываемо. Я сидел и смотрел на него, а он смотрел на меня. Он был отцом в окружении детей.
Терпение и сотрудничество
Хотя обычно Гоур-Говинда Свами, как член ИСККОН и Джи-би-си, вел себя очень сдержано, он мог не колеблясь
подвергнуть критике любого, даже лидера, если считал его поведение неприемлемым или обнаруживал в его взглядах ошибочную сиддханту. Тем не менее он всегда был исключительно верен ИСККОН и Джи-би-си, считая ИСККОН севасангой своего духовного учителя.
Радханатха Свами: Я заметил, что во время заседаний Джи-би-си Гоур-Говинда Свами обычно был очень спокойным. Он говорил только в тех случаях, когда у него были