Шри Деви — это сварупа-шакти, внутренняя энергия Кришны. Поэтому эта дхама, славящаяся присутствием
_ шри-шакти, называется Шри-кшетрой. «Шри» означает сарва-лакшми-майи-амшини-радхика — «Шримати Радхика, являющаяся источником всех шакти»... Поэтому тот, кто следует по стопам преданных в мадхурья-расе, способен почувствовать, что Шри-кшетра — это кшетра, где проявляется мадхурья-раса Радхарани. Ощутить это могут только бхакты в мадхурья-расе, и никто другой. Вот почему Джаганнатха-Пури называется Шри-кшетрой. И Махапрабху пребывал там, поскольку принял радха-бхаву. Созерцая Джаганнатху, Он видел Шьямасундару и взывал к Нему: «О возлюбленный Моего сердца!» Поэтому Джаганнатха-Пури-дхама, прославленная Самой Радхарани и находящаяся под влиянием Ее мадхурья-расы, называется Шри-кшетрой. («Берег разлуки»)
Махапрабху раздает прему посредством воспевания святых имен:
Место главной лилы Гауры
харе крщна харе крщна крщна крщна харе харе харе рама харе рама рама рама харе харе
Раздавать према-дхану, сокровище премы, посредством воспевания святых имен — это лишь внешняя, второстепенная лила Махапрабху, бахиранга-лила, гауна-лила. Эту лилу Он совершал в Надии. Приняв санньясу, Он пришел в Пурушоттама дхаму, Джаганнатха-Пури дхаму. Его пребывание в материальном мире длилось сорок восемь лет, из них двадцать четыре года Он являл пурва-ашрама-лилу как Нитай Пандит. Это была Его грихастха-лила в Надии. Вернувшись из Гайи, Он собрал Своих спутников во дворе дома Шриваса Пандита и начал нама-санкиртану. Санкиртана и према-дана, раздача премы, — это Его бахиранга-лила, гауна-лила.
В возрасте двадцати четырех лет Он принял санньясу. Из оставшихся двадцати четырех лет шесть лет Он проповедовал в Северной и Южной Индии, и это также Его гауна-лила. А последние восемнадцать лет Он постоянно находился в Джаганнатха-Пури и жил в маленькой комнатке под названием Гамбхира. Этот дом, в котором тогда жил Каши Мишра, по-прежнему существует, и сейчас там находится Радха-канта-матх. Там, в окружении самых близких спутников — Рамананды Рая и Сварупы Дамодары — Махапрабху постоянно наслаждался гопи-премой, радха-премой. Такова Его антаранга-лила, мукхья-лила — внутренняя, главная лила. (Вечерняя программа, Париж, 24 июля 1995 г.; «Кришна-катхамрита-бинду», выпуск 89)
Обитель плача
Навадвипа-лила — это випраламбха. Махапрабху плачет. Поэтому Он отправился в Пурушоттама-кшетру, которая является випраламбха-кшетрой, местом плача. Там Кришна в образе Джаганнатхи плачет по Радхе, а Кришна в образе Махапрабху плачет по Кришне. Оба плачут; это — випраламбха-кшетра. Однако Враджабхуми — это самбхога-кшетра. Там никто не плачет — там царит встреча. Рупа Госвами писал о према-вайчиттье: хотя Радха и Кришна вместе, тем не менее иногда Они чувствуют разлуку. Это — према-ваи
-читтья. (Из лекции, прочитанной в Нью-Вриндаване, Западная Вирджиния, 29 мая 1995 г.)
Содержит в себе все лилы
В «Вайшнава-тантре» говорится:
матхура дварака-лйла йах кароти ча гокуле нйлачала стхитах крона ста эва рачати прабхух
«Все лилы, явленные Кришной в Гокуле, Матхуре и Двараке, проявлены в Нилачале, Шри-кшетре».
Если вы обладаете духовным зрением, вы увидите там все эти лилы. Когда Махапрабху жил в Пури, Он видел Вриндаван. Глядя на Чатака-парвату, Он восклицал: «О, Говардхана!» Глядя на море: «О, это Ямуна!». В саду, называемом Джаганнатха-валлабха, Он восклицал: «О, это Вриндаван!». В Шри-кшетре Махапрабху видел все лилы Кришны.
В Уткала-кханде “Сканда Пураны”, самой большой из Пуран, Шрила Вьясадева описывает особенности Шрикшетры, Джаганнатха-Пури. Эта дхама необычайно прекрасна и удивительна. Она простирается на десять йоджан (около 130 км) в диаметре, даша-йоджана-вистрита. Эта кшетра расположена на берегу океана и известна как тиртхараджа, что означает “царь среди мест паломничества”. В центре нее возвышается нила-парвата, голубая гора. Ачала тоже означает “гора”, поэтому эту дхаму также называют Нилачалой. Шри Бхагаван говорит: “Эта кшетра, расположенная на северном берегу океана, южнее реки Маханади в Ориссе, прославлена по всему миру”. Шрила Вьясадева упоминает о том, что всякий, посетивший Джаганнатха-Пури-дхаму, получает результат, равносильный благу от посещения всех святых мест. Человеку, побывавшему в Джаганнатха-Пури-дхаме, нет нужды совершать паломничество в какие-либо другие места. («Берег разлуки»)
Образ Джаганнатхи
Шри Джаганнатха есть мадхурйа-раса-гханайита-мурти — концентрированный образ супружеской расы. Джаган
-натха — это Кришна, испытывающий острую боль разлуки с Радхой и враджа-гопи. И поскольку в Нем объединены аишварья и мадхурья, то Джаганнатха — это аишварья-мадхурйа йугала-милана шри джаганнатха. Это экстатическое проявление, махабхава-пракаша, и есть Джаганнатха. («Берег разлуки»)
Раса
Кто может читать о раса-лиле?
Преданный: Это кажется противоречием. С одной стороны Шрила Прабхупада говорит в своем комментарии, что материалистичные люди не должны читать о развлечениях Кришны с гопи, а с другой стороны он пишет, что читая о раса-лиле, человек избавляется от вожделения.
Гоур-Говинда Свами: Вожделение — это болезнь сердца. В «Бхагаватам» сказано: камам хрид-рогам ашв апахиноти — слушая радха-кришна-према-лилу из авторитетного источника, из уст вайшнава, который находится на уровне любви и который постоянно испытывает бхаву гопи в разлуке с Кришной, человек излечивается от этой болезни сердца. [Бхаг., 10.33.39]
Преданный: Значит, утверждение Шрилы Прабхупады в комментарии относится к тем, кто не слушает вайшнавов, а просто читает?
Гоур-Говинда Свами: Да. Иначе вы получите обратный эффект. Человек станет подражателем и распутником, и это приведет к общественному возмущению.
Преданный: То есть суть в том, что человек должен слушать из уст вайшнава.
Гоур-Говинда Свами: Да, слушать из уст. Если вы будете только читать, вы ничего не поймете. Нужно слушать из авторитетного источника — в таком случае вы сможете что-то понять. Тогда вы сможете наслаждаться