во время транзитного перелета в Найроби из Лондона. Несколько молодых людей в зале ожидания стали повторять Харе Кришна, как только увидели меня.
О`Грэди: Неужели это правда? В Греции, в Афинах?
Прабхупада: Да, в Афинах.
О`Грэди: Невероятно.
[Из разговора с ирландским поэтом Десмондом О`Грэди , май 1974]
Глава 18 (22 - 23 сентября 2008)
История недовольства
За несколько недель до поездки в Россию я позвонил Уттама-шлоке дасу и попросил его организовать программу на юге России перед ежегодным российским фестивалем на Чёрном море. Когда я прибыл в Москву, он встречал меня в аэропорту.
- Мы должны спешить, - сказал он. - У нас пересадка на рейс в Адыгею в другом аэропорту, до которого еще нужно добраться.
- Адыгея? - переспросил я. - Первый раз слышу. Где это?
- Это маленькая автономная республика в предгорьях Кавказа, - говорил он, пока мы усаживались в такси. - Население - всего 500 000 человек, но при этом - собственный президент, законодательные органы и законы. Трое представителей от Адыгеи заседают в российском парламенте. Власти внимательно следят за обстановкой внутри республики, потому что 90 процентов населения - мусульмане, и в истории региона были случаи проявления недовольства существующим порядком.
- Если так, то что мы будем там делать? - спросил я.
- Ваша ученица Мадира даси и ее семья творят чудеса проповеди в этой самой республике, - услышал я в ответ.
Двумя часами позже мы вылетели в Краснодар. Перелет занял три часа, и по прибытии мы сразу отправились на машине в столицу Адыгеи - Майкоп. Местность вокруг была довольно живописной: густые леса, небольшие села с деревянными домиками, напоминающими Россию 18-го века. На многих домах красовались флаги Адыгеи - зеленые полотнища с золотыми звездами и тремя перекрещивающимися стрелами.
- 40 процентов территории республики покрыто лесами, - сказал Уттама-шлока, - и почва очень плодородна. Но люди, в основном, разводят свиней и овец, а на земле выращивают табак, и это один из беднейших регионов России.
После долгой езды мы, наконец, прибыли в Майкоп. Он мало, чем отличался от других российских городов, разве что не было видно церквей, - лишь одна большая мечеть в центре города. На улицах было полно людей: одни спешили по магазинам, другие неторопливо прогуливались.
- Отличное место для харинамы, - сказал я. - Может, выйдем все дружно на часок-другой?...
- Не стоит, - сказал Уттама-шлока, - это рискованно. Люди здесь очень религиозны. Нас могут задержать, или еще что похуже... Сейчас обстановка особенно накалена из-за недавних событий в соседних Южной Осетии и Абхазии.
И хотя Абхазия провозгласила независимость еще в 1999 году, Грузия по-прежнему считает ее своей частью, пусть и мятежной. Недавно и Южная Осетия захотела независимости, и Грузия напала на неё. А Россия пришла на помощь Осетии и отразила грузинское нападение.
- Я слышал, - сказал я. - Это было во всех новостях.
- Республики этого региона недолюбливают Грузию, поскольку чувствуют угрозу с ее стороны, - добавил он, - но другая причина в том, что Грузия - христианская страна.
- Западные СМИ рисуют несколько другую картину, - заметил я.
- Так всегда бывает, - сказал Уттама-шлока.
- Это политика, - подытожил я, - а мы здесь для того, чтобы поделиться сознанием Кришны с каждым, кто готов слушать.
В этот момент мы как раз подъехали к дому Рамазана и его жены Мадиры.
Приняли нас очень тепло: собралось много народу, слышался негромкий киртан.
- Не хотим привлекать лишнего внимания соседей, - смущенно пояснил Рамазан, провожая нас в дом.
Как только за нами закрылись двери, преданные устроили поистине мощный киртан. Я сел и осмотрелся: в убранстве дома смутно угадывались черты исламского декора наряду с картинами на темы сознания Кришны и прочей атрибутикой. Но главным украшением комнаты, без сомнения, был прекрасный алтарь как раз напротив того места, где я сидел.
- Прошу прощения, что не говорю по-черкесски, - обратился я к присутствующим преданным и гостям. - С вашего позволения, я буду говорить по-английски, а Уттама-шлока переведет мои слова на русский.
И я прочел небольшую лекцию о явлении Господа и Его представителей в материальном мире.
- Иногда Господь приходит Сам, - начал я, - или посылает Своих представителей, таких как Мохаммед, Иисус и другие святые личности. Но цель всегда одна и та же: напомнить нам, что все мы - дети Бога, вне зависимости от места рождения и национальности. Главное то, что Бог - Отец. Здесь в Адыгее вы говорите: "Аллах Акбар!" - "Господь велик!" А в сознании Кришны мы обращаемся к Отцу, называя Его другим именем: Кришна. Почему наше движение становится все более популярным во всем мире? Потому что мы даем исчерпывающую информацию об Отце. Цель религии - любить Его, но чтобы кого-то полюбить, нужно его узнать.
Собравшиеся внимательно слушали, а я старался представить нашу философию в таком свете, чтобы привлечь их и, вместе с тем, не