Уттама-шлоку.
- Здесь много буддистов, - ответил он. – Глядя на Вашу одежду, они думают, что Вы буддистский монах.
Я посмотрел в окно и заметил в вестибюле большое количество азиатов.
- Улан-Уде был основан казаками в 1666-м году, - стал рассказывать Уттама-шлока. – В силу своего географического положения, он стал торговым центром, соединяющим Россию, Китай и Монголию. Сейчас здесь живет 400 тысяч человек. Он стоит на отметке 5.640 километров по Транссибирской железной дороге.
Я удивленно посмотрел на него.
- Я помню это со школы, - рассмеялся он.
- Боже мой, - сказал я, - интересно, а в этой части Сибири есть преданные?
- Я слышал, что здесь есть буквально несколько человек, - ответил он.
Неожиданно я обнаружил, что забыл свои четки в самолете.
- Господи! – сказал я. – Я думал, что закончу свои круги, пока мы здесь.
Краем глаза я заметил сувенирный киоск. Мы подошли и увидели статуэтки и картинки, изображающие Будду. Там, также, были маленькие четки для медитации, которые используют монахи-буддисты, и большие четки, похожие на те, что используем мы для чтения джапы.
Я показал на одни из них.
- Посчитай количество бусин на этих четках, - попросил я Уттама-шлоку.
Он пересчитал бусины.
- 108, Гуру Махараджа, - сказал он.
Тут к нам подошел продавец и стал за прилавком.
- Харе Кришна, Махараджа, - поприветствовал он меня. – Я преданный, а это мой магазин. Я торгую буддистской и вайшнавской атрибутикой. Вам приглянулась эта джапа мала?
Уттама-шлока подмигнул мне.
- В каждом городе и деревне, - прокомментировал он.
Через две минуты я счастливо повторял круги на своих новых четках. У меня было предостаточно времени, чтобы повторять Харе Кришна. Прочитав двадцать четыре круга, я повернулся к Уттама-шлоке.
- Пойди и узнай, что происходит, - сказал я ему.
Он ушел и вскоре вернулся.
- Туман над Иркутском рассеялся, - сообщил он, - вскоре начнется посадка.
Мы с другими пассажирами направились к выходу на летное поле. Час спустя мы все еще ждали. Люди начали выходить из себя и кричать на обслуживающий персонал. Один мужчина даже что-то кинул в них.
- Подобное никогда не случилось бы в аэропорту Америки, - сказал я Уттама-шлоке.
Он пожал плечами.
- Америка в 9.680 километрах отсюда, - сказал он.
- Это ты тоже в школе выучил? – спросил я.
Он улыбнулся.
- Нет, - ответил он, - в Интернете нашел, пока мы сидели.
Через какое-то время крики стихли, и расстроенные люди сели - кто на сумки, кто прямо на пол. Уттама-шлока подошел к стойке и вернулся.
- Я слышал, как они обсуждали, в чем суть проблемы, - сказал он. – Пилоты уехали в город, чтобы продать товары.
- Что? – переспросил я. – Продать товары?
- Ничего удивительного, - ответил он. – Мы находимся в Богом забытом месте, и здесь можно быстро заработать денег, если привезти то, что пользуется спросом и продать перекупщикам.
Через час оба пилота вернулись.
В конце концов, мы приземлились в Иркутске, и нас повезли на квартиру, где мы должны были остановиться. Вечером мы приняли участие в первом дне фестиваля, где было 500 преданных. Там, также, были ББ Говинда Свами, Бхакти Чайтанья Свами и Прабхавишну Свами. Сибирским преданным редко выпадает возможность получить такое общение, поэтому они были особенно воодушевлены. Киртан шел часами.
Сибиряки очень закаленные и выносливые, поскольку большую часть года вынуждены жить в суровых условиях. Особенно трудно приходится зимой, когда температура опускается до -50 градусов. В отличие от Москвы и Санкт-Петербурга, которые сейчас являются современными и процветающими городами, Иркутск и другие сибирские города выглядят также как и в эпоху правления коммунистов.
Положительная сторона этого заключается в том, что здешние люди не питают иллюзий по поводу нелёгкого материального существования и открыты к духовной жизни. Поскольку я приезжал в Сибирь, начиная с 1990 года, у меня здесь много учеников. Очень немногие ушли из сознания Кришны, хорошо зная разницу между суровой материальной жизнью и полным блаженства преданным служением.
В течение трех дней между киртанами и семинарами я постарался дать свое общение как можно большему количеству учеников. Часто я спрашивал их, как они стали преданными.
Ко мне на даршан пришла Ачинтья-шакти даси, и я спросил ее, когда она присоединилась к нашему Движению.
- Одиннадцать лет назад, - ответила она.
- Значит Вам сейчас за сорок, - уточнил я. – Правильно?
- Нет, Гуру Махараджа, - рассмеялась она, - мне 71 год.
Я посмотрел на нее и покачал головой.
- Это невозможно, – сказал я.
- Я родилась в 1937, - ответила она.
- Но Вы выглядите вдвое моложе, - сказал