йоги появляются по всему городу.
На следующий день мы отправились с Харинамой в Шай Кунг, пригород Гонконга. Гораздо менее индустриальный, чем Гонконг, он напоминал традиционную китайскую деревню. Но в отличие от Гонконга, где люди проявляли интерес к нашей поющей группе, жители Шай Кунга были настолько заняты своей работой, что едва ли заметили нас.
- Было бы мудрее продолжать Харинаму в Гонконге, - подумал я.
Когда харинама близилась к концу, мы прошли мимо старого китайского храма.
- Иностранцам можно заходить внутрь? - спросил я местного преданного.
- Сейчас узнаем, - ответил он.
С группой из 5 или 6 преданных мы вошли в храм.
- Сколько ему лет? - тихо спросил я.
Преданный поискал каких-нибудь описаний на стенах.
- 140 лет, - прошептал кто-то.
Храм был тускло освещен, и мне пришлось прищуриться, чтобы рассмотреть алтарь. В конце концов, я смог увидеть фигуру высокого, бородатого мужчины с длинными волосами.
- Кто это? - спросил я у преданного.
- Гуан Гонг, - ответил он. - Знаменитый воин, защищавший эти места от захватчиков много веков назад.
На алтаре курилось много благовоний.
- Ему поклоняются? - спросил я.
- О да, - ответил преданный. - Люди приходят и молятся ему о защите. Они верят, что некоторые люди после смерти обретают божественную природу и сверхъестественное могущество.
Я осмотрел храм и увидел старинные настенные подвески, колокольчики и предметы для поклонения. Стены были покрыты толстым слоем сажи от благовоний, сгоревших за 140 лет.
- Посмотрите сюда, - продолжал преданный. - Люди берут две деревянные дощечки размером с кулак и бросают перед ним. Если обе дощечки упадут гладкой стороной вверх, это означает, что он согласен ответить на вопрос.
- Вы задаете вопрос, а затем вытаскиваете деревянную палочку из этой кучки пронумерованных палочек. Вы смотрите номер своей палочки, а затем идете туда и там увидите стопку старинных пергаментов. Вы берете пергамент с соответствующим номером и читаете ответ на свой вопрос. Хотите попробовать?
- Нет, спасибо, - с почтением ответил я.
Мы вышли из храма.
- Махараджа, - обратился ко мне преданный, - в Ведической культуре нет подобного поклонения, не так ли?
- В действительности, есть, - ответил я, - для определенного класса людей. Это похоже на поклонение предкам. Кришна говорит в Бхагавад Гите:
янти дева врата деван
питрин янти питри вратах
бхутани янти бхутеджья
янти мад яджино`пи мам
Те, кто поклоняется полубогам, родятся среди полубогов; те, кто поклоняется предкам, отправятся к предкам; те, кто поклоняется духам и привидениям, появятся на свет в этих формах жизни, а те, кто поклоняется Мне, будут жить со Мной. [Бхагавад Гита, 9.25]
Выйдя из храма, мы прошли мимо большого очага, где священнослужитель предлагал огню различные предметы из бумаги.
- Что он делает? - спросил я местного преданного.
- Люди верят, что таким образом можно послать какие-то вещи своим предкам, - ответил он. - Например, если вы хотите передать им автомобиль, то необходимо предложить огню бумажную машину с соответствующими молитвами.
- Давайте вернемся к чистому воспеванию святого имени, - сказал я. - Я слышу харинаму за ближайшим углом.
На следующий день мы продолжили рекламировать фестивали и провели харинаму на помостках рядом с портом. Через какое-то время преданные устали, но я был решительно настроен продержать их как можно дольше.
- Я буду счастлив, если нам удастся заполнить зал хотя бы наполовину, - думал я.
В то время, как мы шли по улице, воспевая, нам снова напомнили о местных гастрономических пристрастиях. Мы проходили мимо большого ресторана и увидели множество морской живности, плавающей в огромных аквариумах рядом с рестораном. Там были осьминоги, угри, морские змеи, огромные крабы и невероятный ассортимент морских рыб, которых я никогда прежде не видел.
Посетители останавливались и показывали работнику, что именно они хотят. Работник быстро вылавливал животное и уносил на кухню, а через полчаса оно уже оказывалось на столе перед клиентом, готовое к употреблению.
Когда большая семья из 12 человек выбрала рыбу размером с меня, я попросил ведущего поскорее двигаться дальше.
Я повернулся к Гаура Хари.
- Это милость Господа Чайтаньи, - сказал я. - Люди даже с такими привычками могут стать преданными.
Я процитировал знаменитый стих из Шримад Бхагаватам:
кирата хунандхра пулинда пулкаша
абхира сумбха яванах кхасадаях
йе`нье ча папа яд апашраяшраях
судхьянти тасмаи прабхавишнаве намах
"Кираты, хуны, андхры, пулинды, пулкаши, абхиры, шумбхи, яваны, представители племен кхасов и даже те, кто погряз во всех грехах, благодаря безграничному могуществу Господа могут очиститься, приняв покровительство Его преданных. Я склоняюсь перед Ним в глубоком почтении" [Шримад Бхагаватам 2.4.18]
- Махараджа, - заметил Гаура Хари, - кхасы - относится к китайцам. Но "йе`нье ча папа" означает "другие, привязанные к греховной деятельности". Это о западных людях, то есть о нас, не так ли? Подумайте, что подают в ресторанах в Америке.
Я почувствовал смущение.
- Да, - ответил я, - ты прав.