жертвы.
Я нерешительно рассмеялся и задремал, утомленный путешествием.
Я проснулся через час, когда мы въехали на территорию храма, и был потрясен, увидев величественное сооружение, построенное в Ведических традициях.
- Я не знал, что у вас такой большой храм, - сказал я.
- Он был построен в 1994, и вот идет преданный, который руководил строительством, - сказал Говинда Према, в это время к машине быстро подошел преданный. - Это Умапати Даса, президент нашего храма.
- Очень приятно, - сказал я Умапати.
- Он собрал несколько миллионов долларов, чтобы построить этот храм, - гордо произнес Говинда Према. - В течение 16 лет он повторяет 32 круга в день и ни разу не пропустил мангала-арати.
- Довольно! - смущенно потупил взор Умапати. - Этот храм существует потому, что Шрила Прабхупада хотел этого. Он привез наши Божества Радха Кришны в Найроби и лично установил Их.
Умапати показал мне храмовый комплекс и привел в прасадам-холл.
- Это была наша первая алтарная, - сказал он. - Мы использовали ее, пока не была готова главная алтарная наверху.
- Однажды 35 мужчин, все вооруженные АК 47, ворвались во время класса Шримад-Бхагаватам. Они пришли грабить, и приказали нам лечь на пол. Когда они увидели Шрилу Прабхупаду, сидящего на вьясасане, то закричали на него:
- Ложись на пол вместе со всеми!
Конечно, мурти даже не пошевелилось. Еще три или четыре раза они выкрикивали свой приказ все более угрожающим тоном.
- Ложись или будем стрелять! - Крикнул один из них наводя, на мурти автомат.
Затем воры, испугавшись бесстрашия Шрилы Прабхупады, убежали. Шрила Прабхупада спас нас!
- Вот это история! - сказал я.
- Но нам не всегда так везет, - продолжал Умапати. - Местные частенько обворовывают нас. Но это все мелочи, ведь нам удается распространять в городе тысячу тарелок прасада в день. А на наши воскресные пиры приходят толпы индусов и африканцев. Завтра на фестивале Вы убедитесь в этом.
Преданные готовят для него площадку в трущобах.
На следующий день перед утренней лекцией я встретился с Гиридхари Дасом, смиренным преданным в возрасте 40 с небольшим. Он и Махавишну Свами главные организаторы фестивалей в Восточной Африке. Мой духовный брат, Трибхуванатх Дас, начал здесь фестивали в 1995-ом году и проводил их до своей смерти в 2002ом.
- Трибхуванатх был великим пионером проповеди сознания Кришны в Уганде, Танзании, Руанде, Конго и Кении, - с большим чувством сказал Гиридхари. - Немногие знают, как тяжело ему приходилось трудиться и с какими опасностями сталкиваться, проповедуя движение Господа Чайтаньи в этой части мира. Он - невоспетый герой.
Я кивнул, соглашаясь с ним. Я едва знал его и познакомился с ним в Лондоне в начале 70-х. Иногда я привозил свою группу санкиртаны из Франции в Англию, чтобы они пообщались с английскими преданными. Мы часто ходили на харинамы с Трибхуванатхом, который на улице вел многочасовые киртаны с широкой улыбкой на лице. Люди естественным образом привлекались им.
- С маленькой группой английских преданных он самоотверженно развивал фестивальную программу здесь, в Восточной Африке, - продолжал Гиридхари. - Он был очень предан своему делу и трудился, не рассчитывая на признание. Вы даже не можете себе представить, как это было трудно во времена репрессий и гражданских войн, в отсутствие нормального транспортного сообщения, хорошего оборудования, денег и помощников.
- Однажды нас арестовали в джунглях Конго и держали несколько дней в деревянной клетке, которую охраняли вооруженные люди. Мы думали, что умрем.
Но в какой-то день они безо всяких объяснений выпустили нас.
- Однажды Трибхуванатх подхватил церебральную малярию и чуть не умер. Но это не могло замедлить его. В течение 7 лет он проводил по тридцать фестивалей с ноября по январь. У него было столько энергии и сильное желание дать людям святое имя. В перерывах между фестивалями он собирал средства для их проведения. Только смерть смогла остановить его.
Гиридхари немного разволновался.
- Вы лучше поймете, что ему удалось сделать за все эти годы, когда сегодня приедете на фестиваль.
Когда я сел давать лекцию, я подумал: "Точно также как Шрила Прабхупада был признателен Брахмананде за его проповедь, без сомнений он то же самое чувствовал по отношению к Трибхуванатхе. Для проповеди сознания Кришны в местах подобных этому требуется большая вера в духовного учителя и Кришну".
Днем преданные отвезли меня в трущобы, где должен был проходить наш фестиваль. Я занервничал, когда мы въехали в район обветшалых лачуг.
- Они платят за жилье 2 доллара в месяц, - сказал один преданный. - Некоторые из них каждый день пешком проделывают путь в 25 километров до работы и обратно.
Я сидел на переднем сиденье и меня заметила большая группа уличных детей.
Они подпрыгнули, побежали к машине и кричали что-то наподобие: "Еда! Еда!"
- Кажется, они просят прасада, - сказал я водителю.
- Нет, - рассмеялся он. - Они кричат "Музунгу! Музунгу!". Это значит "Белые люди".
Мы ехали по пыльной дороге, и