преданные последовали за нами.
«Мне дали только 5 пропусков для наших санньяси, - сказал Шриман Пандит. – А здесь уже больше 20 преданных».
Я попросил Джаятама отделиться от группы и сделать несколько снимков колесниц с близкого расстояния и дал ему свой пропуск.
«Если нас вышвырнут отсюда, - сказал я, - то, по крайней мере, у нас будут фотографии для преданных в Польше».
И действительно, через несколько минут нас стала окружать полиция.
- Вы все, вон отсюда! - Закричал один особо воинственно настроенный офицер.
- Но у нас есть пропуска, - сказал один преданный.
- Это неважно! - крикнул полицейский. - Вон!
Шриман Пандит повернулся ко мне. «Многим пандитам (священнослужителям) храма не нравятся преданные ИСККОН, - сказал он, - и они нажаловались комиссару полиции, что мы хотим захватить власть на параде, поэтому нам приказано покинуть эту зону».
В этом храме придерживаются строгой политики - пускать только индусов, и священнослужители известны тем, что бьют тех, кто пытается нарушить это правило. Несмотря на то, что эти ограничения не одобряются священными писаниями, эта предвзятая политика распространилась и за пределами храма, куда Господь Джаганнатха милостиво выходит, чтобы дать Свой даршан каждому.
Неожиданно нас окружили сотрудники службы безопасности и стали оттеснять нас за веревки. Боковым зрением я увидел, как смеялись некоторые священнослужители.
Преданные осторожно сопротивлялись, но полицейские пришли в ярость и стали толкать нас. Спасаясь, преданные подныривали под веревками или перелезали через них, а меня в давке так прижали, что я не мог даже пошевелиться. И в то же мгновение передо мной оказался полицейский, который начал нас выгонять.
- Вон! - заорал он. - Ты белый! Ты не индус!
Когда он занес дубинку, чтобы ударить меня, я поднял руки, чтобы защититься. Неожиданно он прыгнул вперед и толкнул меня, я отлетел на веревки и они отбросили меня обратно на него. Он ударил меня кулаком в нос, и я упал на землю. Я лежал ошарашенный.
Я пришел в себя и стал искать свои очки. Потом перекатился под веревками на другую сторону. Обернувшись, я увидел его злобное лицо. Из-за шума толпы я не слышал, что он говорил, но мог прочитать по губам: "Не индус!".
Я не собирался позволить ему испортить мое паломничество в Пури. Мой нос, к счастью, не был сломан, и я, отбросив мысли об этом событии, стал пробираться к группе киртана ИСККОН посреди толпы. На полпути я снова встретил Шриман Пандита.
- Пойдемте, - сказал он. - Думаю, я смогу провести нас обратно в VIP-зону.
- Не уверен, что мне хотелось бы туда вернуться, - ответил я.
Он схватил меня за руку и протащил под веревками обратно. Издалека я увидел, как Джаятам спокойно фотогра-фирует колесницы в разных ракурсах. Звук раковин вдруг возвестил о появлении Господа Баларамы - Его первым выносят из храма. Толпа разразилась невероятным ревом. Больше 50 священников стали колотить в медные гонги.
Через мгновение появился Господь Баларама, которого двигало много человек. Это было удивительное зрелище.
Мужчины стелили большие подушки перед Божеством и наклоняли его вперед. Его огромный головной убор раскачивался туда и сюда. Потребовался целый час на то, чтобы вынести Его из храма, поднять по наклонной плоскости и установить на колеснице.
Следующей священники вынесли Госпожу Субхадру.
- Она леди, - сказал Шриман Пандит, - поэтому они несут Её лежа.
В тот момент, когда Субхадру поднимали по пандусу к Ее колеснице, меня снова увидел ударивший меня полицейский. Он бросился ко мне, но как только он оказался рядом, из ниоткуда появился храмовый священнослужитель и встал между нами.
- Оставь его в покое, - сказал священник. - Он Вайшнав, преданный Господа Джаганнатхи.
- Он белый, - презрительно сказал полицейский.
- Может быть, - ответил священнослужитель, закрыв меня собой, - но, тем не менее, он Вайшнав.
Неожиданно они перешли на местный диалект, и спор стал накаляться. Но, в конце концов, священник одержал верх, продемонстрировав, что брахманы в Джаганнатха Пури все еще обладают властью.
- Стой здесь вместе со своими друзьями, - сказал он мне. - Я защищу вас.
Я был очень благодарен, за то, что он вмешался, и за то, что теперь у меня была чудесная позиция, чтобы видеть все происходящее на Ратха Ятре. Оглянувшись, я непроизвольно содрогнулся, увидев многомиллионную толпу, стоящих плотно друг к другу, людей, изнемогающих от жары.
Но они не обращали внимания на все эти неудобства. Они все были преданными Господа Джаганнатхи и приехали, чтобы принять участие в Его Ратха Ятре. Что касается меня, Я был благодарен, что Господь Джаганнатха побеспокоился о нас, Западных преданных, не привычных к таким аскезам.
В конце концов, Господа Джаганнатху вынесли из храма и с большой помпой установили на колесницу. Это выглядело так же, как и тысячи лет назад, когда брахманы, напрягаясь и потея, под звуки раковин и мантр передвигали Господа, омахиваемого чамарами, на Его колесницу. 50 гонгов, звучащие синхронно, заглушали все.
Внезапно, колесница Господа Баларамы сдвинулась с