закрытых дверях, чтобы неверующие, пришедшие насмехаться над преданными, не могли войти внутрь. Махапрабху вел киртан в очень возвышенном, восторженном настроении, но кто же мог принять участие в ээтом экстатическом пении?
К пению бывали допущены только заслуживающие доверия участники. Прочие войти не могли. Заслуживали доверия те, кто был способен произносить чистое имя и вкушать потоки нектара, льющиеся из него. Это - према-нама. Имени здесь предшествует некое дополнение. Это не просто нама-санкиртана, это - према-нама-санкиртана. Према - дополнение, которое изменяет наму. Так что «заслуживающие доверия» - это те, кто может исполнять према-нама-санкиртану, и только такие участники допускались на экстатические киртаны Махапрабху.
Возвратившись из Гаи, Махапрабху приступил к той миссии, ради которой Он пришел, - даровать кришна-прему.
НАМО МАХА-ВАДАНЙАЙА
КРИШНА-ПРЕМА-ПРАДАЙА ТЕ
КРИШНАЙА КРИШНА-ЧАИТАНЙАНАМНЕ ГАУРА-ТВИШЕ НАМАХ
О самое щедрое воплощение! Ты - Сам Кришна, явившийся как Шри Кришна Чайтанья Махапрабху. Ты принял золотой цвет Шримати Радхарани, и Ты широко распространяешь чистую любовь к Кришне. Мы почтительно склоняемся перед Тобой (Ч.-ч., Мадхья, 19.53).
Махапрабху - это самое щедрое воплощение, потому что Он дарует кришна-прему. Никто другой кришна-премы не дает. Ни одна аватара не дает премы. Даже когда Кришна приходит в Своей сварупе. Он никогда не дает премы.
Он хранит ее в тайне. Но, приходя в образе Гауры, Он раздает ее всем и каждому без разбора:
СВА ДВАРЕ АЧАНДАЛЕ КИРТАНА САНЧАРЕ
НАМА-ПРЕМА-МАЛА ГАНТХИ’ ПАРИЛА САМСАРЕ
Так Махапрабху распространял киртану даже среди неприкасаемых. Из святого имени и премы Он свил гирлянду и украсил ею весь материальный мир.
Святое имя и према свиты в одну гирлянду. Это нама-према-мала. Гауранга Махапрабху свил эту гирлянду и украсил ею весь материальный мир. Каждый может спросить себя: «А на мне есть эта гирлянда? Нет, на мне ее нет. Весь мир украшен ею, почему же я оказался в стороне? Разве я не живу в этом мире? Когда Махапрабху подносил эту гирлянду каждому в материальном мире, где был я?»
«Ах, в это время ты спал. Ты не бодрствовал». Тот, кто спит, свою долю прозевает. Его доля будет роздана. Конец. Что мы за дураки!
СОЕДИНЕНИЕ И РАЗЛУКА
Нам надо понять эту нама-према-малу. Махапрабху - это слиянный образ расараджи Кришны и махабхавы-майи Радхи. Кришна - это шрингара-расараджа, повелитель супружеских услад, а Радхарани - это маданакья-махабхава-майи, олицетворение махабхавы. Слияние означает соединение, так почему же Махапрабху испытывает боль разлуки с Кришной? Радха и Кришна соединились, произошло слияние. Так почему же Он все-таки испытывает разлуку? Вот в чем вопрос.
Шримати Радхарани, испытывая острую боль разлуки с Кришной, постоянно плачет. Это випраламба-бхава. На санскрите соединение обозначается словом самбхога, а разлука - випраламбха. Так вот, Гаура представляет Собой слияние соединения и разлуки, самбхоги и випраламбхи. Соединеие противоположно разлуке, тем не менее, в Махапрабху соединение и разлука слиты воедино.
Значит, две противоположности оказываются заключенными в едином образе. Вот каков Гаура. Это гаура-таттва необычайно глубока.
Когда Радха и Кришна соединяются, Они испытывают разнообразные наслаждения, милана-ананда.Но когда наступает разлука с Кришной, Радхарани плачет. И именно это состояние преобладает в Махапрабху, потому что Он принял настроение Радхарани, радха-бхаву. Радха-бхава - это випралабха-бхава. Хотя две бхавы сливаются, однако превалирует все же настроение разлуки. Так вот, поскольку радха-бхава преобладет, Махапрабху постоянно плачеть в разлуке с Кришной. Об этом упоминает Кавираджа Госвами:
РАДХИКАРА БХАВА ЙАИЧХЕ УДДХАВА-ДАРШАНЕ
СЕИ БХАВА МАТТА ПРАБХУ РАХЕ РАТРИ-ДИНЕ
И днем и ночью Господь Чайтанья был погружен в безумие разлуки, подобное которому предстало взору Уддхавы, когда он увидел обезумевшую Радхику (Ч.-ч., Ади, 4.108).
ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ
Однажды Кришна послал Уддхаву из Матхуры во Враджабхуми. Он дал ему письмо, полное любви, и сказал: «Враджаваси измучены разлукой со Мной. Они умирают. Дорогой Уддхава, передай им, пожалуйста, Мое письмо и поддержи их».
Приехав во Враджабхуми, Уддхава встретился с Нандой Махараджей и Яшода-матой. Затем он отправился повидать гопи. Все гопи, во главе с Радхарани, непрестанно рыдали в разлуке с Кришной. Их тела исхудали, они совсем перестали есть и спать. Они совершенно потеряли голову от тоски по Кришне. Где бы они ни проходили, все вокруг напоминало им о кришна-лиле.
«Здесь Кришна наслаждался Своей игрой». Так они постоянно думали о Кришне.
Это - випраламба-бхава, высший уровень любовных отношений.
Увидев их в таком состоянии, Уддхава не мог выговорить ни слова. «Что я скажу им? Они так любят Кришну». Уддхава не имеет ни следа такой любви.
Уддхава был гьяни-бхактой, а не преми-бхактой. Где гьяна, там нет премы. Гьяна суха, тогда как према истекает сладким нектаром.
Гопи сказали: «О Уддхава, ты пришел от Кришны? Ты друг и посланец Кришны. Твой Господин послал тебя сюда из Матхуры? О Уддхава, мы любим твоего Господина. В нашей любви нет и немека на вожделение ил иные желания.
Мы ничего не ждем взамен. Такова любовь, которой мы прониклись».
Это называется садхья-прити. Садхана - это средство, а садхья - это цель.
Нама-бхаджана, пение и повторение святого имени, - это садхана, а према - это садхья. Какова цель, ради корой мы поем и повторяем Харе Кришна? Достичь премы. Это садхья, цель. Если мы не можем достичь ее, то грош цена нашей бхаджане. Так вот, любовь гопи называется садхья-прити, потому что в