книги, когда у вас есть время.
Вопрос: Я хотела спросить, если преданные хотят создать семью, то какие правила
существуют на этот случай?
Ответ: Ваш выбор в данном случае должен быть одобрен авторитетными вайшнавами.
Нужно сообщить об этом духовному учителю или духовным авторитетам. При
устройстве свадеб нужно получить благословение у старших вайшнавов.
Вопрос: Если у матаджи нет возможности выйти замуж, могут ли прабху и матаджи быть
друзьями?
Ответ: По ведическим стандартам общение между мужчинами и женщинами должно
быть сведено к минимуму. Если у вас есть смешанные контакты, ваша духовная
решимость служить Кришне может быть ослаблена. Даже если человек женат или
замужем, он должен свести к минимуму общение с противоположным полом, оно не
очень благоприятно. Особенно строго надо соблюдать правила в ашрамах для мужчин
и женщин. Это может показаться несколько странным для тех, кто привык в
современном обществе к свободному общению между полами. Однако же следует
помнить, что по ведическим стандартам общение происходит по принципу тапасьи.
Вопрос: Можно ли общаться с преданными противоположного пола, когда служение
требует общения?
Ответ: Да, можете общаться, но только когда это необходимо. Не создавая при этом
специально ситуацию, чтобы это было необходимо.
Вопрос: Только ли в нашей стране кшатрии, не ставшие преданными, опускаются до уровня
шудр, или в других странах то же самое?
Ответ: В Кали-югу только один класс. Шудры. Весь мир.
Вопрос: Как предполагается развитие класса кшатриев в ИСККОНе?
Ответ: Класс кшатриев развивается автоматически. Их ничему и учить-то не нужно.
Они автоматически проявляют все свои признаки. Нужно прилагать усилия, чтобы
проявлять признаки брахманического класса. Другими словами, у всех есть
определенные склонности, определенная природа. В соответствии с природой
человека можно оценить, к чему он склонен. И затем занять его соответствующей
деятельностью. Некоторые люди имеют автоматические склонности к брахманической
деятельности. Например, изучать писания, давать лекции и так далее. Некоторые
имеют склонности к кшатрийской деятельности, некоторые к деятельности вайшйев, а
некоторые прекрасно себя чувствуют, будучи шудрами. Поэтому, в какой бы варне или
ашраме вы ни находились, используйте их для Кришны.
Духовный учитель и ученик
Вопрос: Может ли духовный учитель подобрать конкретное служение в соответствии с
качествами ученика? Или это зависит от ятры, в которой живешь?
Ответ: Гуру распределяет обязанности, консультируясь с учениками. Другими
словами, Гуру видит склонности ученика и занимает его той или иной деятельностью,
в зависимости от его склонностей. Например, если кто-то является хорошим
художником или скульптором, Гуру вдохновит его использовать этот талант. Если кто-
то хорошо готовит еду, Гуру попросит его готовить для Кришны. Но ученик должен
дать понять Гуру, в чем состоит его умение.
Вопрос: Говорится, что ученик должен использовать свой разум в служении духовному
учителю. С другой стороны говорится, что ученик должен понимать, что он первый глупец.
Как увязать эти две вещи?
Ответ: Считать себя глупцом не означает, что вы ведете себя как глупец из истории
про гуру и ученика. Когда ученику говорят сделать что-нибудь, что будет ему же во
благо, это стоит принять и не спорить. Не думайте так: "О гуру, он не понимает моей
искренности, он не знает какой я хороший, ему кто-то что-то про меня наговорил". Не
нужно спекулировать подобным образом.
Вопрос: Что является источником разума для ученика и что может сделать ученик, у
которого этого разума нет? Где его получить?
Ответ: Разум приходит в результате служения и желания доставить удовольствие
духовному учителю. Например, преданные, которые присоединялись к движению,
никогда в жизни не распространяли книги. Они услышали, как Шрила Прабхупада
подчеркивает важность распространения книг, это было желанием Шрилы
Прабхупады. Ученик говорит: "Я должен постараться доставить удовольствие гуру". И
он старается служить. Кришна находится в сердце. Когда ученик старается служить,
Кришна дает ему разум. Поэтому когда вы начинаете служить, в результате этого
служения вы обретаете разум.
Вопрос: Почему Мадхавендра Пури принял учеником такую личность, как Рамачандра
Пури?
Ответ: Я не могу вам говорить за Мадхавендра Пури, он был человеком не из этого
мира. Но когда гуру принимает ученика, он не знает, что этот ученик может сделать
завтра. Я говорю не про Мадхавендра Пури, а про наше время. Гуру не составляет
гороскоп на каждого потенциального кандидата в ученики. А Мадхавендра Пури был
личностью с Вайкунтхи.
Вопрос: Почему иногда ученик начинает считать, что он знает больше чем духовный
учитель?
Ответ: Такова сила иллюзии. Почему люди думают, что они могут наслаждаться, как
Бог? И вообще, почему люди находятся здесь, в материальном мире? Потому что мы
все хотим стать конкурентами Бога. Поэтому, регулярно слушая философию и
применяя ее в жизни, можно оставаться смиренным.
Вопрос: Есть ли какие-нибудь стадии взаимоотношений между учеником и учителем,
аналогичные отношениям между преданными и Господом - нейтральные, дружеские и т.д.?
Ответ: Нет, те взаимоотношения - это только взаимоотношения с Господом.
Вопрос: Если ученик следует лже-гуру, как Вы можете в действительности это понять?
Ответ: Есть много людей, которые следуют разным лже-гуру, но постепенно приходят
в сознание Кришны. Кришна в сердце. И когда Он видит, что вы искренни, Он просто
вытягивает вас отсюда. Кришна находится в сердце каждого. Разве вы не встречали
никого, кто следовал какому-то ложному гуру,