за своей спиной и Его обращение к нему. Таким образом, он
избавился от чувства разлуки и почувствовал присутствие Кришны. Подобно этому
преданный может каждый день учить один стих. Он может иметь с собой карточку с
санскритом и переводом и даже если не в состоянии запомнить санскрит, может
концентрироваться на русском тексте. Действуя подобным образом, можно
почувствовать присутствие Господа и избавиться от майи, подобно тому как в
стакане, наполненном водой, нет места для молока. Пожалуйста, поймите важность
контроля ума.
Пада-севанам - почитание стоп Господа. Мы поклоняемся стопам Господа, следуя Его
указаниям. Мы не настолько удачливы, как Лакшмиджи, которая всегда массирует
стопы Верховной Личности, но мы можем следовать наставлениям Кришны. Арчанам -
поклонение божествам Господа. Сейчас у вас мурти Гаура-Нитай, но однажды сюда
могут прийти большие божества или даже божества Радхи и Кришны. Но Кришна - это
Кришна, и божества не отличны от Него Самого.
Ванданам - предложение молитв Господу. Наша система повторения молитв -
повторение за предыдущими ачариями. Она не состоит в придумывании чего-то
нового. Иногда преданные очень любят играть на гитаре, и они начинают сочинять
свои слова и музыку. Но Шрила Прабхупада говорил: "Наша формула - это повторение
молитв великих ачарьев". В современном обществе, однако, считается, что каждый
должен писать свои стихи, быть оригиналом. Однажды в Москве я общался с одним
академиком из Академии Наук. Я сказал ему, что Прабхупада в своих комментариях к
"Бхагавад-гите" представил краткое изложение комментариев предыдущих ачарьев.
Профессор ответил, что если Шрила Прабхупада не сказал ничего своего, то в нем
нет ничего великого и оригинального. Тогда мне пришлось объяснить этому ученому,
что цель не в том, чтобы придумать что-то свое, а правильно представить точку
зрения предыдущих авторитетов.
Дасья - исполнение приказов в качестве слуги. Примером того, кто в совершенстве
исполнял этот вид преданного служения, является Хануман. Он выполнил указание
Господа и вернул назад Ситу.
Сакхйа - исполнение приказов Господа в качестве друга. Здесь в качестве примера
можно привести Арджуну. Он принял участие в битве по просьбе своего друга
Кришны. По собственной воле он никогда не стал бы сражаться. Арджуна был
настолько сострадателен, что услышав о том, что его двоюродные братья не хотят
возвращать им царство, сказал: "Неважно. Пусть они оставят его себе и дадут нам
только пять деревень". Вы только представьте, насколько Пандавы были отречены! В
конце концов Кауравы отказали им даже в таком клочке земли, куда бы можно было
воткнуть иголку. В конечном итоге выбора не было, и должна была состояться битва
на Курукшетре.
Атма-ниведана - полная преданность Господу всем телом, чувствами и умом. Это
означает не иметь никакой независимости от Кришны. Как рыба не может жить без
воды, так преданный не хочет жить без своего возлюбленного Господа. У нас есть
пример Бали Махараджи. Он был великим царем и великим преданным. Однажды Господь
решил испытать его, пришел к нему в дом в облике нищего. Этого нищего звали
Ваманадев. Он был очень красив. Бали Махараджа хорошо принял его и спросил: "О
прекрасный юноша, что я могу сделать для тебя?" Ваманадев ответил: "О царь, дай
мне столько земли, сколько я покрою своими тремя шагами." Бали Махараджа очень
разгневался: ты приходишь в дом к богатому человеку и просишь о такой мелочи,
попроси что-нибудь существеннее". Но нищий ответил: "Нет, нет, мне этого
хватит." У Бали Махараджи был семейный жрец, семейный гуру Шукрачарья.
Существует два вида гуру: по качествам и по рождению. В Индии есть много
сампрадай, где гуру по рождению. Это подобно тому, как если мой отец был царем,
и я также царь. Шукра - семя, ачарья - учитель. Шукрачарья не был настоящим
гуру. Он был подобен семейному жрецу. Можно сравнить со священником в церкви,
имеющем свой приход и заботящемся о нем. Шукрачарья обладал мистической силой и
знал, что нищий - не обычная личность, а сам Верховный Господь. Он также знал,
что сейчас его ученик собирается отдать все, и, вместо того чтобы испытать
счастье, он очень забеспокоился. Желание настоящего гуру состоит в том, чтобы
его ученик продвигался в преданности Кришне. Но Шукрачарья хотел денег. Он очень
волновался: если его ученик все отдаст Господу, ему ничего не останется. Он стал
советовать не слушать нищего, однако Бали Махараджа поступил по-своему. Первым
шагом Ваманадева покрыл всю землю, вторым - все от земли до небес, и тогда Он
спросил, куда Ему делать третий шаг. Так как Бали Махараджа обещал выполнить Его
просьбу, он сказал: "Сюда, мне на голову". Таким образом, вначале он отдал свое
царство, а потом свое тело. В Индии многие люди хорошо относятся к сознанию
Кришны, но они не хотят полностью посвятить себя ему и отдают свои деньги. Когда
мы отдаем свои деньги - это легче, но посвятить свою жизнь служению Кришне -
нечто большее. В конечном итоге, Бали Махараджа все отдал Господу.
Шрила Прабхупада объяснил в своем комментарии, как можно заниматься преданным
служением двадцать четыре часа в сутки - и тогда милостивый