приведет, со временем, к увеличению нарушений поведения в классе.
То счастье, что ... в начале подобно нектару, а в конце - яду, имеет природу страсти (БГ 18.38).
* * *
ОБУЧЕНИЕ В ГУНЕ БЛАГОСТИ
Деятельность, регулируемая и исполняемая без привязанности, без любви или ненависти и без желания получить что-либо взамен, считается деятельностью в гуне добродетели. (БГ 18.23).
Тот, кто иполняет свой долг, свободный от влияния гун материальной природы и ложного эго, с большой решимостью и энтузиазмом, одинаково стойкий в успехе или поражении, считается действующим в гуне добродетели. (БГ 18.26).
О сын Притхи, то понимание, посредством которого человек знает, что следует делать, и что не следует, чего надо бояться, и чего не надо, что связывает, и что освобождает, такое понимание относится к гуне добродетели. (БГ 18.30).
То, что в начале подобно яду, а в конце подобно нектару, и что пробуждает человека к самоосознанию, есть счастье в гуне добродетели (БГ 18.37).
* * *
Учитель в гуне благости способен контролировать свой ум и чувства и обладает терпением. Он не привязывается к результатам своей деятельности и с чувством долга передает знания детям, не колеблясь в случае успеха или неудачи. Он, естественно, знает, чему должны научиться дети, и то, в какой более доступной форме преподать им эти знания. Иногда его строгое отношение ученики воспринимают тяжело, оно подобно яду для них, но зато в конце результаты будут подобны нектару. Уверенность в себе - одно из качеств учителя, взаимодействующего с детьми в гуне благости. Уверенный учитель ясно излагает материал, используя доступную терминологию. Он дает четкие пояснения по поводу того, что ожидает ученика, если он не выполняет указания учителя, и он постоянно сдерживает свои обещания в случаях непослушания.
Хоть и нелегко постоянно удерживаться в состоянии напористости и твердости в отношениях с учениками, но тем не менее это помогает сохранять хорошую дисциплину в классе.
То, что в начале подобно яду, а в конце подобно нектару, и что пробуждает человека к самоосознанию, есть счастье в гуне добродетели.
Комментарий: все эти процедуры очень сложны и горьки, подобно яду, но если человек успешно следует предписаниям и поднимается до трансцендентного положения, он начинает вкушать подлинный нектар и наслаждаться жизнью (БГ 18.37).
* * *
Конечно же мы рекомендуем обучение в гуне благости, но постоянно оставаться на этом уровне нелегко.
Иногда гуна добродетели преобладает, побеждая гуны страсти и невежества, о сын Бхараты. Иногда гуна страсти побеждает добродетель и невежество. А иногда невежество побеждает добродетель и страсть. Так и идет эта постоянная борьба за превосходство (БГ 14.10).
В хороший день или в какие-то благоприятные периоды дня учителя действуют в благости, а в плохие дни они действуют больше в гуне страсти или невежества. Теперь мы дадим более подробную характеристику обучения в гуне невежества (враждебность), страсти (неуверенность) и благости (уверенность). Я делаю это с целью помочь учителям ярче осознать эти тенденции, чтобы они могли обучать детей, больше находясь в гуне благости.
ВРАЖДЕБНОСТЬ
Понимание, принимающее безверие за веру, а веру за безверие, находящееся под покровом иллюзии и тьмы, всегда устремленное в ложном направлении, о Партха, находится в гуне невежества (БГ 18.32).
Враждебный учитель делает все прямо противоположное тому, что необходимо, чтобы помочь детям стать сознающими Кришну. Он может добиться выполнения своих указаний, в то же самое время пренебрегая физическими, эмоциональными потребностями детей, а также их потребностями в сознании Кришны. Такие учителя, в основном, раздражительны, негативно настроены и снисходительны. Их ученики понимают: “Он не любит меня” или “Он думает, что со мной не все в порядке”.
Установление дисциплины здесь видится как способ возмездия, но не как воспитания детей в сознании Кришны и формирование их поведения. В данном случае не берется во внимание факт воздействия дисциплины ребенка на его отношение к сознанию Кришны.
Главное здесь - “поле битвы” (класс), а мандат вражебного учителя представлен несколькими словами “победить любой ценой”. Гнев, недоброжелательность, крикливость и принуждение - вот орудия его возмездия.
Когда враждебный учитель реагирует на неподобающее поведение ученика, он:
1) унижает ученика утверждением, поносящим его, но не дающим четкого понимания, что же учитель хочет от ученика.
“Конечно, ты не понимаешь ! Ты никогда не слушаешь !”
“Сколько раз за день я повышал на тебя голос ?”
“Почему ты не действуешь согласно своему возрасту ? “
2) дает отрицательную оценку ученику
“Ты, в точности, как пустой ящик ! “
“Все, что ты сделал поистине очень глупо”
“Опять ведешь себя как демон, не так ли ?”
“Я никогда не видел такого ленивого ученика, как ты”
“Ты, в действительности, негодяй, не так ли ?”
“Прекрати действовать как пятилетний ребенок !”
Обчно оба данных типа высказываний учитель произносит с раздражением. И часто их можно услышать в присутствии друзей провинившихся учеников.
3) грозится сурово наказать, даже слишком сурово.
“Если ты повторишь это - я убью тебя !”
или более законные угрозы, не приносящие никакого эффекта и практически неосуществимы:
“Всю неделю я буду отбирать у тебя сладости !”
“Ты лишаешься твоего свободного времени на целый месяц”
Чрезмерные угрозы явно нелегко провести в жизнь, и обычно такие учителя даже не хотят этого делать, когда поостынет их гнев.
4)