уважают - особенно это касается принятия убеждений учителя. К тому же многие нежелательные выводы возникнут у учеников после общения с такими учителями и, может быть, всего несколько положительных моментов сохранятся в их памяти.
Вот один из разговоров со Шрилой Прабхупадой, раскрывающих его настроение и его личность в сознании Кришны, которая завоевала сердца его учеников и побудила следовать его пути.
Адвайта: Свамиджи, прошлой ночью нам разбили окно. Это был удар Майи ?
Шрила Прабхупада: А ?
Адвайта: Дети разбили окно.
Шрила Прабхупада: Да. Майа всегда бьется. Почему вы берете только случай с окном ? Почему вы ограничиваете Майу окном? Она вне окна, и она в окне. Я хочу сказать, что Майа не ограничивается определенными местами. Весь мир - Майа. Джаган митхйа. Вся вселенная - Майа. Только та часть не Майа, где воспевается Харе Кришна.
Преданные: Хари бол. Харе Кришна.
Шрила Прабхупада: Как только ослабевает наше сознание, майа сразу бьет. (Смеется). Да. Да.
Говинда даси: Свамиджи?
Шрила Прабхупада: Да. Вы спрашиваете в последний момент. Вы очень внимательны насчет времени.
Говинда даси: О, я не знала.
Шрила Прабхупада: Нет, задайте вопрос.
Говинда даси: Нет, я не буду.
Шрила Прабхупада: Нет, нет, нет. Спрашивайте. Да. Да.
Говинда даси: Вы не могли бы описать игры Кришны как пастушка, который обычно сместе с другими пастушками каждое утро оправлялся пасти коров ?
Шрила Прабхупада: Здесь в вашей стране этого нет. Есть ли у вас какой-либо опыт в этом ? Но в Индии часто увидишь, как утром пастушок берет у матери что-то поесть и вместе с коровами отправляется на луг. Коровы свободно ходят по пастбищу. Они наслаждаются, а этот мальчик иногда поет. Флейта, флейта с Кришной, потому что он пастушок. Пастушки и сейчас еще играют на такой флейте. В Индии вы увидите это.
Беседы, Том 1, Нью-Йорк, 11 апреля 1969г
Какой вывод можно сделать, по-вашему, из этого примера ?
* * *
Ученики с готовностью принимают наставления учителя, которым они восхищаются. Учителя поэтому должны всегда находиться в сознании Кришны и развивать качества преданного.
Двадцать шесть качеств преданного таковы:
1. Добр ко всем
14. Мягкий
2. Не вступает в спор
15. Устойчивый
3. Устойчив в Абсолютной истине
16. Способен контролировать себя
4. Равно относится ко всем
17. Не ест больше, чем необходимо
5. Не имеет недостатков
18. Здравомыслящий
6. Милосердный
19. Уважителен к другим
7. Кроткий
20. Смиренный
8. Чистый
21. Серьезный
9. Простой
22. Сострадательный
10. Благожелательный
23. Дружелюбный
11. Умиротворен
24. Поэтичный
12. Привязан к Кришне
25. Опытный
13. Лишен материальных желаний
26. Молчаливый
Такие квалифицированные преданные безусловно вызовут восхищение любого, и им любой сможет предаться.
Шрила Прабхупада: Скажите им “Воспевайте Харе Кришна !”. Вы должны повторять, и они будут повторять. Вы должны выполнять все строго, и они будут этому следовать.
Двараканатха: Кажется, что мы должны стать смиренными. Мы должны стать их слугами, думая о том, что мы все делаем для того, чтобы облегчить им служение. И тогда, если они увидят, что мы предаемся нашему служению, они предадутся нам.
Шрила Прабхупада: Очень хорошая идея. Пример лучше наставлений. Вам всем нужно служить личным примером, и тогда они сделают это. Если вы сами не хотите этого, а просто заставляете их, это не будет хорошо.
Джагадиша: Учителя показывают таким образом хороший пример.
Шрила Прабхупада: И тогда дети последуют ему. Будьте уверены.
Беседа с учителями в Далласе, июль 1975г
СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИМЕРОМ.
ДЕМОНСТРАЦИЯ.
Самым наглядным примером является намеренная демонстрация. В Таракхпуре однажды Шрила Прабхупада сошел с вьясасаны, чтобы показать ученику как следует мыть пол, используя тряпку и воду. Он часто приходил сам на кухню учить своих учеников готовить и убирать. В первые дни в Сан-Франциско он лично учил Мукунду и Дживананду мантрам и основным ударам на мриданге.
При обучении специфическим наклонностям, особенно это касается младших учащихся, демонстрация является лучшим методом.
ФОРМИРОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ В СОЗНАНИИ КРИШНЫ.
Учителям следует регулярно размышлять вслух, решая какие-либо проблемы, для того чтобы ученики могли слышать, как формируется процесс мышления в сознании Кришны.
Это можно практиковать, решая действительно существующие проблемы, с которыми сталкивается учитель, а также все, что связано с процессом обучения. Давая указания о выполнении домашнего задания, например, или работая с учениками, имеющие некоторые трудности, учителя могут комментировать каждую ступеньку своего мыслительного процесса. Это поможет ученикам увидеть, как надо подходить к той или иной проблеме. Это также поможет им увидеть ответ на вопрос как логическое заключение вытекает из цепи предпосылок, и это лучше, чем голое запоминание каких-то фактов в процессе учебы.
Мадхудвиша: Этот юноша из Югославии перевел ваш Ишопанишад на югославский. Он интересуется возможно ли распространить сознание Кришны в Югославии ?
Шрила Прабхупада: Всюду возможно.
Мадхудвиша: Но эти страны все под управлением коммунистов, очень трудно в этих странах.
Шрила Прабхупада: Не трудно. Нет ничего трудного. Сейчас может и трудно, но с течением времени будет очень легко. Кто сейчас знает, что в Европе, Америке и по всему миру будет разрастаться Харе Кришна ? Бон Махараджа покинул поле, другие также ушли. Вы видите ? Другие свами пришли. Те говорили всякий вздор о йоге, о том и об этом, о носовом давлении, о глазном давлении - все они пропали. Теперь наступает Харе Кришна. Сейчас такие люди, занимающиеся надавливанием на нос и глаза, уже больше не важны. Не так ли ?