Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 3 ------

Несимметричная диалектика - Страница 3

первому тезису, несовершенство нашего восприятия означает, что те предметы, которые мы видим, не существуют. Теперь, установив относительность несуществования, мы будем понимать это утверждение иначе: сами предметы существуют, но мы воспринимаем их не такими, какие они есть на самом деле. Санскритское слово майа (иллюзия) буквально переводится как “не это”. Можно привести пример с верёвкой и змеёй. И то, и другое существует, однако, находясь во тьме, в невежестве, мы принимаем верёвку за змею или наоборот, что гораздо хуже. Окружающий нас мир, мы сами и Бог – всё это существует, только мы имеем об этом неправильные представле-ния. Таково истинное понимание первого тезиса. Первый тезис выражает истинное восприятие вещей, когда опирается на второй (пратьякша, согласованная с шабдой).

Проиллюстрируем соотношение между существованием и несущест-вованием на примере другой пары понятий. Возьмём свет (существование) и тень (несуществование). Свет создаёт свою противоположность – тень. Однако обратное утверждение уже ложно: тень не порождает свет. Эта книга начинается с утверждения «Ведантасутры»: ничто не порождает нечто. Свет существует сам по себе и никак не зависит в своём бытии от тени, которую создаёт. Это значит, что свет не является противополож-ностью тени. Нельзя понять свет через отрицание тени (как её отсутствие), это будет ложным представлением о нём. Свет, не создающий тень, на самом деле и есть тень: когда солнце скрыто облаками, его свет не создаёт теней от предметов, поскольку сам является тенью. Другими словами, тень – это свет, идущий не прямо от источника света, а рассеянный. Люди придают тени ложный, абсолютный смысл, называя её тьмой. Для них первична тьма, небытие, а свет лишь освещает какую-то её часть. В действительности то, что мы называем тьмой – это тень, которая является тем же светом, только приглушённым (то есть тень – это отсутствие света в относительном смысле). Тьма не первична. Ночная тьма – это тоже тень, возникающая на неосвещённой солнцем стороне земли. Но эта тьма относительна: находясь в ней некоторое время, мы начинаем видеть. Почему? Потому что ночная тьма – это тот же солнечный свет.

Тьма, царящая в космосе, согласно Ведам, есть ни что иное, как тень, которую создаёт брахман (сияние духовного мира). Этот свет не проникает в материальную вселенную в виде прямых лучей, идущих от Вишну*, но он всё равно присутствует в ней. Этот свет – есть сознание и жизнь. Следует понимать, однако, что в настоящее время наше сознание является приглу-шённым, рассеянным материей. Материально обусловленное сознание есть лишь тень истинного сознания, то есть невежество. Такое сознание не связано прямо с Вишну, поэтому оно не сияет и не создаёт тень. Последнее означает, что мы не можем отличить себя от материи. Санскритское слово тамас имеет два значения: невежество и тьма. С точки зрения логики это одно и то же: невежество и тьма – это неспособность различать.

______________________________________________________

*) Вишну – это санскритский эквивалент слова ‘Всевышний’.

Тезис третий

Предмет един

Объяснение

Единство означает отсутствие различий. Неразличимость – это то же самое, что и несуществование, тьма. Если я не могу выделить какую-то вещь, отличить её от других, это значит, что у неё нет отдельного сущест-вования, то есть, её попросту нет. Данный тезис является логической предпосылкой монистической философии Шанкарачарьи, согласно кото-рой изначальным принципом мироздания является единство, тождествен-ность. С данной точки зрения моё ‘я’ (душа) не отличается от тела, или, другими словами, души нет. Тело и есть я. “Всё едино” означает, что всё есть материя, только в разных формах. Такой взгляд на вещи имеет материалистическая наука, согласно которой моё ‘я’, то есть сознание, является продуктом высокоорганизованной материи. Напомним, что фило-софия буддизма также говорит о принципе шуньяты, несуществования души. Между учениями монизма, материализма и буддизма нет логичес-кой разницы. Все они опираются на материальную логику пратьякши.

Тезис четвёртый

Предмет различим

Объяснение

Существование какой-либо вещи означает, что у неё имеется отдельное бытие, она отличается от других вещей. Таким образом, сущест-вование – это различимость. Третий и четвёртый тезисы интересны тем, что в них понятия несуществования и существования проявляют себя как единство и различие соответственно. Если посмотреть, как соотносятся между собой единство (тождество) и различие, можно увидеть знакомую картину: тождество зависит от различия в своём определении. Если я говорю, что предмет неотличен от другого предмета, то это уже подразу-мевает различие между ними, в противном случае, есть только один предмет и с чем тогда я буду его отождествлять? Отождествляются всегда два предмета, что означает различие.

Обратное же утверждение о том, что различие опирается на тождество, ложно. Различные предметы не могут быть тождественными. Если человек все же отождествляет различные предметы и, например, заявляет: “Я – компьютер, или, Я – президент России” (конечно, если эти слова произно-сятся не компьютером и не президентом России), то такого человека без промедления отправляют на лечение... Материальный мир в ведических писаниях сравнивается с большой лечебницей для душевнобольных, поскольку здесь каждый думает: “Я – тело”, а есть даже такие больные, которые думают: “Я – Бог или стану Богом, достигнув нирваны”.

Если я понимаю своё отличие от тела, я буду правильно понимать своё единство с ним. Это

Навигация:

Страница 5
Страница 4
-- Страница 3 --
Страница 2
Страница 1