Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Метафизика
------ Страница 6 ------

Метафизика - Страница 6

в которых вообще нет изваяний или изображений Бога. Например, пророк Мухаммед запретил своим последователям изображать Его, поэтому у мусульман нет икон.

Медитация майавади на сияющий брахман в духовном смысле ослепляет их и мешает увидеть источник сияния – чарующе прекрасный облик Вишну. Вот что об этом говорится в Ведах (Иша Упанишада, 15):

О мой Господь, поддерживающий все живое! Твой личностный облик скрыт Твоим ослепительным сияньем. Удали же этот покров и откройся тому, кто предан Тебе.

Когда джива обретает бхакти, преданность Богу, она возвра-щается домой в духовный мир. Духовный мир – это мир Жизни, истинная родина всех джив. Там отсутствует вражда, потому что всех объединяет личность Бога. Материальный мир – это место, где дживы не знают о том, что их предназначение – служить Богу. Поэтому каждый пытается поставить в Центр себя, свои интересы, будь то личные, национальные или религиозные. Ложное эго создаёт такой настрой: “Мне нужна власть и деньги, чтобы другие мне служили”; “Мой народ добьётся своего, даже если другому народу от этого будет очень плохо!”; “Истина живёт только в нашей религии!”. Джива не понимает, что очень скоро ей придётся родиться в другом месте и со всем, к чему она была так привязана, ей придётся расстаться вместе с телом. Единственное, что ей позволят взять с собой в новую жизнь – это дела, угодные Богу.

Учителя майавади тоже говорят о бхакти, о служении Богу, однако целью такого служения они считают освобождение от материальных страданий. Достигнув нирваны, душа сливается с Богом воедино и на этом её бхакти прекращается. Учителя вайшнавы учат тому, что слияние с Богом делает невозможным единство с Ним: единство между кем и кем? Для единения нужны двое, а не один. Настоящее единство – это и есть бкакти, или Любовь, соединяющая личность (дживу) с Личностью (Богом). Бхакти имеет те же свойства, что и душа: сат, чит, ананда. Свойство “сат” означает, что бхакти вечна и продолжается после того, как с дживы снимают кандалы материи. Благодаря бхакти существует и земная любовь. Земная любовь – это то, что остаётся от бхакти, если “вычесть” из неё Бога. Хотя такая любовь не может сравниться с бхакти в силе и глубине чувств, она всё же напоминает свою Госпожу, если находится в гуне благости. Например, любящая мать всегда (сат) служит своему ребёнку, заботится о нём. В этом заключается совершенство или смысл её жизни (чит). Также её хлопоты доставляют ей удовольствие (ананда). Если земная любовь находится под влиянием низких гун, её называют уже не любовью, а вожделением.

Индивидуальные отношения дживы с Богом на санскрите называются раса. Согласно Ведам, в духовном мире существует пять видов рас: восхищение (шанта раса), служение (дасья раса), дружба (сакхья раса), родительское чувство (ватсалья раса), чувство к возлюбленному (мадхурья раса). Близкие отношения между живыми существами в материальном мире – это частичное отражение духовных рас. Совершая бхакти йогу, мы постигаем свою вечную расу и отправляемся домой, в духовный мир.

Душа, по природе своей, не может не служить. Из-за того, что она не служит Господу, своему истинному Кумиру, она вынуждена служить временным кумирам материального мира и враждовать с теми, кто избрал себе других кумиров. Веды утверждают, что в каждом человеке дремлет бхакти – преданность Богу. Мы можем увидеть это в той спонтанности, с которой люди восхищаются своими кумирами, служат им и хотят быть с ними рядом. Что же делает наших кумиров такими привлекательными? Какие-то достояния Бога, данные им на время. Согласно ведическим писа-ниям, личность Бога обладает шестью основными достояниями.

1) Он непостижимо красив; 2) Гениален; 3) Все знают о Нём (Он самый знаменитый); 4) Его сила безгранична и действует мистическим образом; 5) Нет никого богаче Его, Он распоряжается всеми богатствами мира; 6) Обладает совершенством отрешённости. Если какой-то человек становится привлекательным в наших глазах, это происходит потому, что он частично располагает каким-либо из упомянутых достояний Бога.

В списке Божественных достояний, последнее, шестое досто-яние (отрешённость) является особенным, поскольку благодаря нему остальные пять достояний являются духовными. Отрешён-ность – это когда собственное благо не мыслится отдельно от блага других. Когда нет отрешённости, богатство порождает жадность, слава создаёт иллюзию, сила переходит в жестокость, высокоразвитый интеллект порождает гордыню, а красота приводит к развращённости. Обладая любым из пяти достояний (в отсутствии шестого), человек становится опасен для окружающих именно из-за своей привлекательности. Веды сравнивают такого человека со змеёй, которая светится в темноте, привлекая внимание путников. Идя на этот свет, они подвергают свою жизнь опасности. Для Бога отрешённость естественна, человек же может обрести её только тогда, когда поймёт, что окружающие его люди и вещи должны служить Богу, а не ему (вернее, не его ложному эго). До тех пор, пока мы выбираем своими кумирами и лидерами материалистов, не имеющих отрешённости, мы будем жить в обществе, в котором процветают насилие и порок.

Всевышний Господь обладает бесчисленными качествами, поэтому имеются бесчисленные имена Его, которые выражают эти качества. Некоторые из них известны нам из священных писаний, такие как: Вишну (Вездесущий), Нарайана

Навигация:

Страница 8
Страница 7
-- Страница 6 --
Страница 5
Страница 4