Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 23 ------

Вечные ценности № 01 (2010) Ред - Страница 23

Новый Аватар долго ждал своего нисхождения. Время самое подходящее. Человеку нужна сказка. Кэмерон честно признается, что Аватар родился в его изощренном воображении под влиянием фантастических книжек, читанных им когда-то в детстве. Но смысл в том, что название фильма сигнализирует о все более настойчивом вторжении современного искусства в сферу религиозных канонов. Взлом вечных вероисповедных канонов сродни хакерским атакам, но он может быгть объясним не только зловредностью или коммерческим интересом, а еще и дошедшей до своих предельных границ обедненной и стремящейся к новым животворящим источникам культурой. Кто-то раздвигает тесную бытовую реальность и входит в мир духа осторожно, а кто-то вламывается в него словно взбесившийся слон в лавку антикварного фарфора. Но, так или иначе, отделить светский мир от религии, светское искусство от религиозного, классическую национальную культуру от ее классической вероисповедной составляющей становится все сложней. Да это даже и не требуется - богословы есть и то хорошо. И уж совсем разделение бессмысленно, когда речь заходит об индийской культуре.

Krishna.ru

Мадана-Мохан прабху:

"Ошибка Камерона, или Аватар в 4D"

Ворвавшись на экраны стерео-турбулентностью красок, эмоций и экшена, Джеймс Камерон сумел, похоже, дать каждой зрительской аудитории свой повод для восторга. Киноманы! млеют от осязаемости созданного им CGI-ми-ра, реалистичного до щетинки на загривке танатора. Фантастофилы уже резво заполняют страницы википедий и блогов - на полном серьезе! - особенностями состава пандорианской атмосферы и размножения тамошних вай-перволков. Геймеры, должно быть, слюной исходят по плаг-н-плей птерозаврам и широкополосным интер-джунг-лям. Философы спорят о фильме как о евангелии от пантеизма. Даже экологи, правозащитники, противники войны в Ираке или (впишите сами) уже находят в "Аватаре" полезные для продвижения своих идей дидактические параллели. Остальным же нам как раз хватило междометий "супер", "здорово" и "круто" после сеанса, чтобы начать поглядывать на календарь в ожидании сиквела.

Однако один просчет Камерон все же допустил - и ни где-нибудь, а в самом названии фильма. Нет, не потому, что название - это единственное, что роднит "Аватар" с индуизмом (и бдительным стражам православия можно расслабиться и не искать в нем диверсии по внедрению чуждой религии в российское нутро). А потому, что фильм истолковывает термин "аватар" с точностью до наоборот.

И даже неважно, что в индуизме слово "аватар" (с санскрита "нисхождение") забронирован за богом Вишну, регулярно являющимся на Земле. Проблема в том, что аватар всегда нисходит из высшего мира в низший, и по окончании просветительской миссии

продолжает свой путь по мирам иным.

Между тем, почти сразу по воплощении "аватара" Джейка Салли на свирепой Пандоре "высший" мир землян в его глазах - и заодно и в наших- начинает быстро тускнеть и дурно пахнуть в сравнении с первозданной красотой внешнего и внутреннего мира туземцев. На этом контрасте земляне вдруг оказываются примитивными, "зажравшимися", алчными и жестокими циниками - что особенно заметно сквозь призму их технологического развития -в то время как "мартышки-аборигены!" предстают благородными, чуткими и человечными ... хм ... людьми.

Так вместе с героем-"аватаром" мы оказываемся перед трудным, но неизбежным выбором между двумя расами и двумя мировоззрениями. И неумолимо делаем его в пользу культуры, цивилизованности и гуманности в синеко-жем, длиннохвостом и почти пещерном обличии.

Несостоявшийся "аватар" Джейк признаётся самому себе в видеоблоге: "Я понял, что раньше я все путал, что принимал сон за реальность, а реальность - за сон". При помощи своего дистанционно управляемого тела вновь обретя не только ноги, но и человеческое достоинство, свободу, близких, чьей любовью и доверием он дорожит и пытается завоевать любой ценой, спаситель вдруг становится спасенным, благодетель - облагодетельствованным. Низошедший "аватар" вдруг избирает участь беженца среди "дикарей" настолько цельных и гармоничных, что они не желают менять свое Дерево ни на какие дары "богов с неба" - даже на банку мягкого пива! В отличие от своего коллеги Нео из "Матри-

цы", Джейк, подключившись к "низшему", "иллюзорному миру, внезапно прозревает, видя его как гораздо более подлинный, здравый и родной, чем свой собственный - и решает в нем остаться.

Что подводит нас к зудящему вопросу: Почему? И что же такое "культура", "цивилизация", "человечность"?

Не размениваясь, к своей чести, на привычный набор сюжетных линий для фантастического боевика, Джеймс Камерон делает именно этот вопрос четвертым измерением своего Зй-фильма - и сам убедительно на него отвечает: Только качества доброты, благодарности, почтения к старшим, самопожертвования, уважения жизни в любых ее формах, и, в конечном счете, смиренное признание зависимости от высшего разума природы делают нас достойными звания цивилизованного и культурного человека.

Противоположную альтернативу описывает сам Джейк Салли: "Как это обычно делается - если другие сидят на чем-то, что нужно тебе, ты сначала делаешь из них врагов, а потом уж поступаешь как с врагами" и "Они [земляне] уже убили свою мать". Вот вам портрет дикаря - плюс-минус космолет, боевой экзоскелет и автомат последней модели.

Возвращаясь к индуизму, трудно не заметить, что этот рубеж между человеком и дикарем полностью созвучен словам "Бхагавад-гиты" (16.1-4):

"Бесстрашие, постижение мудрости, щедрость, владение чувствами, аске-тичность, простота, отказ от ненависти, правдивость, негневливость, самоотречение, спокойствие, отсутствие стремления злословить, сострадание ко всем живым существам, отсутствие алчности, мягкость, скромность, решимость, целеустремленность, способность

Навигация:

Страница 25
Страница 24
-- Страница 23 --
Страница 22
Страница 21